Правила перевозки грузов автомобильным транспортом: полное руководство

Сотрудничество производителей с покупателями предполагает поставки сырья, товаров, готовой продукции. Сложный процесс транспортировки, погрузки, перегрузки проходит в соответствии с правилами перевозок грузов на автомобиле. Организацией процесса занимаются перевозчики – компании логистики, которые знают необходимую законодательную базу, понимают нюансы любых манипуляций с грузами, соблюдают установившиеся правила в России, других странах, регионах, таможенных союзах и зонах. Автомобильные перевозки в отличие от других видов транспорта предполагают некоторые особенности и отличаются по определенным признакам. В статье рассмотрим виды перевозок грузов с подробной классификацией; выделим типы подвижного состава, которые подходят для данного типа транспортировок; укажем список сопроводительных документов и правила перевозок грузов на легковых автомобилях, крупно-, средне- и малотоннажных грузовиках, спецтранспорте.

Особенности перевозки грузов автомобильным транспортом

Особенности перевозки грузов автомобильным транспортом

Автомобильный транспорт – представляет собой мобильный подвижной состав, функциональность и КПД которого не зависят от погодных условий, типов дорожного покрытия или наличия специальных рельс, водных путей доставки грузов. Автомобили любой грузоподъемности и класса отличаются маневренностью – возможностью наиболее близкого подъезда к месту разгрузки-загрузки. Основным преимуществом автоперевозок является «доставка грузов от двери грузоотправителя к двери грузополучателя». Учитывая особенности подвижного состава, разработаны правила транспортировки грузов автомобильным транспортом. Отметим основные особенности доставки грузов – отправок крупного, среднего или мелкого объема:

  1. Высокую скорость транспортировки – автомобиль преодолевает материковую часть РФ территории в среднем за одну-две недели.
  2. Мобильность и маневренность подвижного состава исключительно по правилам перевозки грузов на грузовом автомобиле.
  3. Универсальность – широкий ряд моделей и модификаций подвижного состава подходит для разных видов грузов.
  4. Экономичность относительно других видов транспорта. Финансовую обоснованность транспортировки средних и небольших партий грузов.
  5. Осуществление перевозок круглый год.
  6. Безопасность и сохранность товаров внутри контейнеров, тентованных тягачей, автоцистерн, автофургонов с пломбировкой.
  7. Оперативный контроль со спутниковым мониторингом.

Преимущества автомобильного транспорта в сравнении с морскими судами:

  • отсутствие сезонности автоперевозок – морские перевозки зависят от состояния водных путей, движение может быть ограничено погодными условиями. Автомобили должны следовать общим правилам перевозок грузов автомобильным транспортом;
  • нет необходимости делать перегрузку контейнеров на другие виды транспорта, чтобы доставить груз от места загрузки к месту выгрузки на территории грузополучателя;
  • автомобили значительно быстрее перевозят грузы в сравнении с морскими судами;
  • сеть автомобильных дорог более разветвленная, поэтому грузовики могут доставлять грузы в самые отдаленные районы, а морские суда двигаются по маршрутам, пролегающим по морям и океанам;
  • подвижной состав автотранспорта по правилам автоперевозок грузов осуществляет регулярные рейсы, как и морские суда, но также выполняет разовые заказы. Судоходные плавсредства перевозят сборные заказы, крупные оптовые партии товаров, собранные от разных грузоотправителей;
  • загрузка и доставка грузов происходит непосредственно на складах или рампах грузополучателя. Морские перевозки не обходятся без подвоза автомобилями укомплектованных контейнеров в грузовые порты либо хранения на СВХ;
  • автотранспорт имеет широкий модельный ряд и приспособлен для транспортировки сыпучих, навалочных, наливных, штучных, опасных грузов.

Преимущества автомобильного транспорта в сравнении с железнодорожным составом:

  • прием средних и малых партий грузов к перевозке, так как грузоподъемность автомобилей составляет от 1,0-1,5 тонн до 20-30 тонн в составе автопоезда;
  • правила безопасной перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривают наиболее близкий подъезд к погрузочно-разгрузочным объектам, которые находятся на территории заводов, торговых центров, оптовых баз, производственных и строительных площадках;
  • прямое транспортное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей в отдаленно расположенных районах;
  • скорость доставки грузов с прибытием в конечный пункт значительно выше;
  • нет необходимости в посещении промежуточных пунктов перегрузки грузов. Доставка осуществляется одним видом транспорта, поэтому процесс транспортировки исключает остановки, не требует организации погрузочно-перегрузочных работ;
  • грузовые отправки загружают непосредственно в пунктах грузоотправителя, надежно упаковывают, укрепляют, крепят пломбы, обеспечивая сохранность до момента приема в пунктах грузополучателя.

Преимущества автомобильного транспорта в сравнении с авиатранспортом:

  • низкая себестоимость доставки с учетом правил дорожной перевозки опасных грузов;
  • работа с грузоотправителями и грузополучателями напрямую – без использования других видов транспорта. Воздушные суда принимают грузы к перевозке исключительно в аэропортах, куда контейнеры доставляют автомобильным транспортом;
  • высокая мобильность и маневренность автомобилей, которые могут подъехать к рампе грузоотправителей и грузополучателей для погрузки-разгрузки грузов;
  • транспортировка товарных партий отгрузки на небольшие расстояния дает высокую эффективность перемещения небольших объемов при выполнении местных перевозок – развозочных, кольцевых маршрутов;
  • соблюдение правил безопасности перевозки грузов автомобильным транспортом дает приемлемую скорость доставки на большие расстояния – срок прибытия грузовиков под разгрузку составляет от пяти дней до двух недель;
  • гарантия сохранности товаров, за погрузкой которых следит грузоотправитель, а принимает грузополучатель.

Преимущества автомобильного транспорта в сравнении с подвижным составом речного судоходства:

  • движение по разветвленной сети дорог в отличие от речных судов, которые ограничены водными артериями;
  • автомобили забирают грузы непосредственно у грузополучателей и доставляют грузоотправителям. Речной транспорт принимает грузы от автомобильных перевозчиков, которые выполняют промежуточный этап транспортировки контейнеров либо осуществляет перевозку песка, гравия по правилам перевозки сыпучих грузов автомобильным транспортом;
  • высокая эффективность работы со средними и малыми объемами перевозок. Обоснованная эффективность работы речного транспорта присутствует при выполнении транспортных услуг с объемными партиями грузов;
  • возможность доставки грузов со специфическими свойствами и характеристиками разными видами спецтранспорта – цистернами, рефрижераторами;
  • высокая скорость транспортировки из начального в конечный пункт доставки;
  • автомобили выполняют услуги круглый год, речные суда привязаны к сезонам из-за состояния водной среды.

Доставка автотранспортом в соответствии с правилами перевозок грузов на автомобилях во многих ситуациях являются наиболее обоснованным и единственно возможным вариантом транспортировки. Автомобили используют в сложной цепочке поставок с участием железнодорожного, авиационного, речного и морского видов транспорта. Логистика доставки любых грузов позволяет оптимально подобрать самый экономичный, быстрый и надежный транспорт.

Виды перевозки грузов автомобильным транспортом: классификация и примеры

Взаимодействие производителей товаров с региональными торговыми сетями, оптовыми базами, складами, крупными производствами предполагает отправку сырья, готовой продукции, товаров в разных объемах и направлениях. В связи с таким перемещением товарных партий розничного и оптового масштаба, закупки сырья существует классификация перевозок по разным признакам. Например, доставка леса с мест лесозаготовки на деревообрабатывающие комбинаты относится к транспортировке длинномерных грузов. Если заказчик древесины находится в другом регионе или области перевозка будет межрегиональной. Из-за крупного объема лесозаготовки автомобиль загружают до максимального использования грузоподъемности и отправляют единой неделимой партией. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом учитывают работу грузового транспорта на разных направлениях, расстояниях, других нюансах и параметрах логистики доставки разных грузов.

По логистике — международные, межрегиональные, централизованные

Правилами перевозки грузов на легковых автомобилях и грузовых автофургонах установлено, что в зависимости от расстояния перевозки, местоположения и удаленности грузоотправителей и грузополучателей, различают следующие виды перевозок:

  • международные;
  • межрегиональные;
  • централизованные.

Международные перевозки с учетом правил транспортировки грузов автомобильным транспортом предполагают следование по маршрутам, соединяющим точки загрузки и разгрузки грузов в разных странах. При этом расстояние может быть незначительным. Например, доставка товаров из Владивостока в Минск предполагает преодоление максимально большого расстояния между точками маршрута из одной страны в другую (из РФ в Беларусь). Транспортировка груза из Вильнюса в Варшаву по расстоянию небольшая и за четыре-пять часов автомобиль выедет из Литвы и попадет в Польшу.

Для международных перевозок подбирают вместительные седельные тягачи с фургонами 20-30 тонн, рефрижераторами для скоропортящихся грузов, автоцистернами для транспортировки нефтепродуктов или других грузов со специфическими свойствами и характеристиками. Международные перевозки требуют соблюдения законодательства страны, в которую следуют грузы или пересекают в таможенном режиме транзита.

Обратите внимание: Перевозчик следит за документальным сопровождением, несет ответственность за своевременную доставку и сохранность груза.

Межрегиональным перевозкам характерны крупные объемы отправок, использование автофургонов, спецподвижного состава с учетом правил перевозки длинномерных грузов автомобильным транспортом. Преобладающими направлениями являются доставка мебели, оборудования, машин, агрегатов, механизмов, станков, расходных материалов, запчастей, сырья для крупных производств. Примерами могут служить транспортировки грузов из одного региона в другой:

  • из Забайкальского края в Дагестан;
  • из Башкортостана в Ленинградскую область;
  • из Мордовии в Хакасию;
  • из Калининградской области в Якутию;
  • из Республики Тыва в Еврейскую автономию;
  • из Бурятии в Брянскую область.

Централизованные перевозки отличаются направлением грузопотоков, которые собираются из разных городов и регионов, где сосредоточены производственные мощности, в один центр. Центрами являются крупные города-миллионники – Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Калининград, Владивосток. Особенностью маршрута является направленность грузопотока в сторону центра, где находятся оптовые склады, базы, производства, торговые сети. Начальными точками маршрута могут быть грузоотправители, в роли которых выступают сельские и фермерские хозяйства, фабрики, заводы, комбинаты. В сторону центра возят готовую продукцию, штучные и весовые товары, оборудование, мебель, машины, стройматериалы.

Например, из южных регионов в Москву возят овощи и фрукты из тепличных комбинатов Краснодарского края; из Новосибирска осуществляют регулярные поставки мебели, пластиковых окон, других комплектующих для строительной индустрии. В Москве работают официальные представительства производителей, оптовые компании и распределяют товары в местные розничные сети.

По типу — перевозка сыпучих, жидких, скоропортящихся, опасных, негабаритных грузов

Классификация по типу грузов зависит от физико-химических свойств грузовой отправки. Перед тем как подобрать для перевозки грузов автотранспорт правилом должен учитываться набор характеристик субстанции, представленной к транспортировке. В связи с этим различают следующие типы грузов:

  • жидкие;
  • сыпучие;
  • скоропортящиеся;
  • опасные;
  • негабаритные.

Жидкие грузы – субстанции разной степени вязкости для транспортировки которых используют цистерны, бочки, пластиковые кубы, бутыли, другую тару, супертару. Особенностью жидких наливных грузов является применение спецтранспорта, организация погрузочно-разгрузочных работ с применением трубопроводов, шлангов.

Сыпучие грузы представляют собой сухие кристаллические частицы твердого типа разного размера. Например, песок, зерно, семена, торф, отруби, гравий, щебень, известь. Для перевозки сыпучих грузов выбирают грузовики-самосвалы, которые имеют вместительный кузов с самосвальным типом разгрузки. Перевозку осуществляют с укрытием верха кузова тентом для исключения попадания влаги, осадков, пересыхания – увеличения либо потери веса.

Скоропортящиеся грузы – товары, сырье с определенными требованиями к условиям транспортировки и хранения на складах. Грузы имеют ограниченный срок хранения, требуют поддержания температуры при перевозке. К ним относятся растения, цветы, продукты, лекарственные препараты, другие товары и изделия. Для транспортировки скоропортящихся товаров выбирают рефрижераторы – грузовики с холодильными установками, которые можно настраивать на подходящий режим работы.

Опасные грузы разделяются на девять групп по степени опасности. У каждой категории есть определенные требования к условиям транспортировки – настройка и поддержание температуры, обеспечение изоляции, заземления, исключение возгорания, плотность закрытия сливных и заливных отверстий, тары и супертары. Все организационные мероприятия по созданию условий перевозки направлены на сохранность груза и обеспечение безопасности в дороге, на пунктах погрузки-выгрузки. К опасным относят нефтепродукты, газы (бутан, пропан), оружие, боеприпасы, удобрения.

Негабаритные грузы представляют сложность подбора подходящего вида подвижного состава. Представленные к перевозке материалы, цельные конструкции могут быть слишком длинными, широкими и высокими. Модельный ряд современных транспортных средств позволяет выбрать подходящие под каждый конкретный случай соответствующий по заявленным характеристикам транспорт. Для длинномеров выбирают прицепы-роспуски, выступающие грузы за допустимые габариты прицепа по ширине обозначают специальными флажками, знаками, соблюдают правила перевозки негабаритного груза на грузовом автомобиле. Маршрут для транспортировки негабарита разрабатывают с расчетом объезда промышленных объектов, городов, поселков; эстакад, переездов и мостов.

По способу доставки — неделимые, сборные партии

Объемы отправок бывают малыми, средними и крупными, когда груз делят на отдельные части и распределяют по разным машинам в зависимости от габаритов, объемов и веса каждой части оборудования, машин или механизмов. Правила безопасности перевозки грузов автомобильным транспортом допускают участие в доставке такого объема от двух до 5-6 машин; иногда привлекают до 10 грузовиков. С учетом указанного варианта перевозки различают определенные виды по способу доставки:

  • неделимые – цельные партии грузов на одном или нескольких седельных тягачах с прицепами и полуприцепами;
  • сборные партии грузовой отправки, укомплектованной в один контейнер массой до 20 тонн.

Неделимые партии – это грузы от одного грузоотправителя (производителя товаров или поставщика готовой продукции, объемного оборудования, техники), для которых действуют правила перевозки груза автомобильным транспортом – документы сопровождения по установленным нормам оформляют на всю партию при использовании двух-трех автомобилей.

Сборные грузы формируют для максимального наполнения контейнера либо грузового автофургона, рефрижератора, чтобы повысить эффективность автоперевозок. Чем больше заполнен грузовой автоприцеп, тем выше коэффициент использования грузоподъемности и доставка товаров для каждого участника транспортировки обходится значительно дешевле. В последнее время с появлением небольших частных производств, интернет-магазинов, онлайн-платформ сборные грузы стали популярным направлением во всем мире.

Какой автомобильный транспорт используют для перевозки грузов

Какой автомобильный транспорт используют для перевозки грузов

Учитывая общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом разработаны модели грузовых прицепов и полуприцепов грузоподъемностью до 20 тонн. Для транспортировки разных типов грузов применяют следующую классификацию грузовиков:

  • по грузоподъемности – легкие – до 3,5 т, среднетоннажные от 3,5 т до 12 т, тяжелые – от 12 т;
  • по типу кузова – цистерны, самосвалы, автофургоны, рефрижераторы, с тентом, бортовые;
  • по назначению – среди спецподвижного состава бывают лесовозы, бетономешалки, контейнеровозы, другие модели;
  • по проходимости – внедорожные, магистральные, городские.

В зависимости от назначения и принадлежности определенной группе седельные тягачи, прицепы и полуприцепы имеют разную конструкцию, комплектацию, отличаются ходовыми и прочими эксплуатационными характеристиками. В европейской системе разработана классификация на три категории:

  1. №1 – малотоннажные фургоны, пикапы, грузовики с собственным весом не более 3,5 т.
  2. №2 – среднетоннажный подвижной состав собственной массой от 3,5 т до 12 т.
  3. №3 – крупнотоннажные грузовики, собственной массой более 12 т.

Унификация технических стандартов упрощает создание единой налоговой базы, правил перевозки грузов автомобильным транспортом и законодательства в области автоперевозок. На территории ЕАЭС сохраняется ранее установленная классификация для удобства выбора подходящего подвижного состава для каждого типа грузов.

Требования к автомобилю

Правила перевозки негабаритного груза на грузовом автомобиле предполагают соблюдение требований безопасности, оповещения всех участников дорожного движения о свойствах перевозимого груза с помощью соответствующих знаков, табличек, сигнальных маячков, красных флажков. Готовность грузовика, автоцистерны к перевозке грузов пищевой и химической промышленности указывает на чистоту кузову, обработку средствами обеззараживания после транспортировки предыдущего продукта. Помимо обозначения перевозимого груза и оснащения соответствующими сигнальными метками, к автомобилю предъявляются требования по технической готовности:

  • особое внимание уделяют характеристикам – исправности ходовой части, коробки передач, топливной системы и охлаждения, пуска двигателя, электрооборудования, целостности бака, патрубков; соединений электропроводов, устройств и механизмов;
  • автомобиль должен иметь даты техосмотра, подтверждающие полную техническую готовность;
  • оснащенности ящиком АДР с инструментами, приспособлениями и материалами для устранения последствий пролива технической жидкости или перевозимого продукта;
  • перед выпуском на линию машину проверяют на работоспособность сигнальных огней разного назначения, которые обеспечивают безопасность движения, стоянки и остановки на дороге или обочине в темное время суток;
  • если на прицепе или в комплектации седельного тягача есть Кгрузоподъемное устройство или кузов самосвального типа, проверяют работоспособность гидравлики;
  • бортовой кузов проверяют плотность прилегания закрывающихся бортов, у фургона смотрят работу задних дверей, замков и затворов, шнуровку боковых частей тента;
  • у цистерн проверяют крепление сливных патрубков, которые находятся со стороны емкости.
  • правила перевозки негабаритных грузов на автомобиле предполагают обвязку красными флажками выступающих за допустимые пределы частей груза.

Требования к автомобилю учитывают особенности, характеристики и свойства груза, соблюдение безопасности дорожного движения согласно правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, а также длинномерных, тяжеловесных, негабаритных объектов.

Документы, необходимые для перевозки

Документы, необходимые для перевозки

В соответствии с правилами перевозок грузов на грузовом автомобиле у водителя должны быть документы разного назначения. Любой вид транспортировки сопровождается товарно-транспортной накладной. Комплектность и сохранность груза обеспечивают сопроводительные документы, в которых указаны все данные о перевозимых товарах, конструкциях, продуктах или сырье. В ТТН (товарно-транспортной накладной) указывают необходимые данные:

  • наименование грузоотправителя и грузополучателя;
  • пункты отправки и доставки;
  • способ погрузочно-разгрузочных работ;
  • наименование компании перевозчика;
  • данные о водителе и экспедиторе (если будет сопровождение груза);
  • техническая информация об автомобиле.

При перевозке грузов автотранспортом правила действуют во всех странах на территории ЕАЭС одинаково. Полный пакет документов сопровождения состоит из:

  • ТТН (товарно-транспортной накладной);
  • CMR – международной транспортной накладной на перевозку;
  • договора на автоперевозку груза с производителем;
  • доверенности на сопровождение груза;
  • лицензии на транспортные услуги для компании перевозчика;
  • сертификаты качестве, декларация соответствия и товарная декларация при пересечении границы разных государств.

Перевозка отдельных видов грузов

Перевозка отдельных видов грузов

Схема организации перевозочного процесса у однотипных товаров одинаковая, особенно, если транспортировка осуществляется в контейнерах стандартного типа. Для такого варианта перевозок предусмотрены одинаковые погрузочно-разгрузочные машины и техника, рассчитаны скорость доставки, другие эксплуатационные показатели. Интересно отметить, какие правила перевозки грузов автомобильным транспортом действуют для разных категорий грузов:

  • опасных;
  • скоропортящихся;
  • негабаритных;
  • сыпучих;
  • жидких.

Транспортировка опасных грузов

Данная категория подлежит особому вниманию из-за опасности, которая в случае пролива или потери угрожает жизни или здоровью людей, животных. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предполагают:

  • подготовку груза – упаковку в специальную тару с герметичными крышками;
  • нанесение соответствующей маркировки на тару, автомобиль – проблесковые маячки, знаки, таблички со специальными буквенно-цифровыми кодами;
  • опасные грузы перевозят с комплектом инструментов ADR по международным правилам ДОПОГ;
  • для наливных грузов выбирают автоцистерны;
  • автомобиль должен быть оснащен специальными материалами для уборки места погрузки-выгрузки (впитывания нефтепродуктов специальной салфеткой);
  • перевозку наливных опасных грузов заземляют металлической цепью для устранения статического заряда внутри емкости;
  • следят за целостностью и герметичностью крышки и горловины, шлангов для слива груза.

Водитель должен иметь сертификат о повышении квалификации и допуск к работе с опасными грузами. При транспортировке соблюдают скоростной режим движения, дистанцию до следующего транспортного средства. Нарушение правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом влечет наложение штрафов на перевозчика, который несет ответственность за груз с момента принятия к транспортировке.

Транспортировка скоропортящихся товаров

Для скоропортящихся грузов выбирают рефрижераторы, в которых есть холодильно-морозильные установки. Внутри кузова всегда поддерживается определенный режим охлаждения или заморозки в зависимости от того, что необходимо перевозимому продукту. Правила перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом устанавливают, что в одном кузове нельзя возить глубоко замороженные и охлажденные продукты. Для каждого груза устанавливают один температурный режим, который не меняется в течение времени доставки от грузоотправителя до грузополучателя. Процесс транспортировки включает следующие этапы:

  • погрузку товара с рампы грузоотправителя. Рядом должен быть склад, в котором поддерживается определенный температурный режим. Благодаря средствам малой механизации производится погрузка продукции и внутри контейнера включается режим охлаждения;
  • водитель получает документы (ТТН, сертификаты качества) и начинает транспортировку по разработанному службой логистики маршруту;
  • в процессе длительной перевозки могут быть остановки для отдыха водителя – в течение дня два-три раза по полчаса, и стоянка для ночлега;
  • холодильник работает, если машина стоит на стоянке или остановке;
  • по прибытию на пункт разгрузки машина подъезжает к рампе склада грузополучателя и с помощью погрузчиков товар перевозят из контейнера;

Обратите внимание: Если на таможенном переходе очередь, рефрижераторы со скоропортящимся грузом пропускают по «зеленому» коридору. Правилами перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом установлено, что такие автомобили не стоят в очереди.

Транспортировка негабаритных грузов

По правилам перевозки негабаритных грузов автомобильным транспортом установлена классификация негабарита, в категорию которого входят длинномерные, тяжеловесные, крупногабаритные конструкции, заготовки, объекты. Данный тип груза требует внимания на протяжении всего маршрута, так как отдельные части могут выступать за допустимые пределы габаритов машины. Важное внимание уделяют подготовке груза и согласованию с представителем логистики:

  • определяют способ размещения на грузовой платформе;
  • подбирают вариант крепления и увязки конструкции или объекта;
  • определяют выступающие за габариты части и намечают места маркировки – обозначения красными флажками;
  • рассчитывают количество автомобилей для транспортировки разных частей оборудования, конструкций, машин, летательных аппаратов.

Выбирают по типу груза автомобиль:

  • низкорамные тралы;
  • фуры с тентом;
  • грузовики с кранами-манипуляторами;
  • модульные платформы;
  • полуприцепы-роспуски.

Затем занимаются разработкой и планированием маршрута, чтобы не препятствовать обычному движению на загруженных автомобильных потоках. В соответствии с правилами перевозки крупногабаритных грузов на легковом автомобиле и грузовиках необходимо строить маршрут по относительно свободным трассам, при необходимости обеспечить передвижение грузовиков в ночное время суток с сопровождением. С учетом ширины и веса груза подбирают транспортную сеть дорог по габаритам и прочности покрытия. Затем соотносят высоту с мостами, эстакадами, тоннелями. Получают специальные разрешения и делают согласования с местными органами ГИБДД. Продумывают способы погрузки-выгрузки и организуют процесс с минимальными потерями времени. Транспортировку проводят с сопровождением, на невысокой скорости, с объездом препятствий, заранее установленных и отмеченных на маршруте.

Транспортировка сыпучих грузов

Для сыпучих грузов выбирают автомобили самосвалы, которые чаще всего используются для подвоза материалов на строительные площадки. Данная категория является самой нетребовательной к условиям перевозки. Организация транспортировки сыпучих грузов происходит по следующему алгоритму:

  • автомобиль подают под загрузку – в карьер, на место разработки горных пород, на производства;
  • в точке загрузки работают краны разного типа, под которые подают прибывающие грузовики;
  • по мере наполнения самосвалы уезжают на место разгрузки;
  • по прибытию на строительную площадку или место накопления и хранения материалов самосвал поднимает кузов и выгружает стройматериал на указанную площадку;
  • машину отправляют за следующей партией сыпучего груза.

Не допускается погрузка груза на легковой автомобиль – правила запрещают транспортировку сыпучих материалов, так как машина предназначена для перевозки пассажиров, а не грузов. Грузоподъемность подвижного состава составляет 10-20 тонн, а легковой автомобиль по типу кузова не подходит для приема грузов. Если в состав легкового авто включить прицеп, объем перевозки получится не более 0,5 тонны. Такая перевозка допустима и обоснована для использования в частном порядке. В промышленных масштабах перевозки сыпучих грузов осуществляют автомобили-самосвалы.

Транспортировка наливных грузов

Нарушением правил перевозки грузов автомобильным транспортом является транспортировка жидкостей без соответствующей маркировки автоцистерны. Чтобы избежать назначения штрафов, частого контроля дорожной инспекции, следует правильно организовать транспортировку наливных грузов:

  • оценивают потенциал продукта – физико-химические свойства и требования к условиям хранения, транспортировки;
  • узнают у грузоотправителя особенности принимаемого к перевозке продукта или субстанции;
  • выбирают тип транспортного средства. Для наливных грузов используют полуприцепы-цистерны;
  • разрабатывают маршрут в зависимости от типа груза. В цистернах часто перевозят грузы разной степени опасности, поэтому необходимо соблюдать требования по транспортировке опасных грузов;
  • подают автомобиль-цистерну под загрузку на площадке грузоотправителя;
  • транспортируют груз по определенной транспортной сети дорог;
  • по прибытию автоцистерна поступает под разгрузку – грузополучатель получает продукт и оплачивает транспортные услуги перевозчика.

Полуприцепы-цистерны отличаются по следующим признакам:

  • типу подвески – рамные либо несущие;
  • грузоподъемности – малой, средней, большой;
  • по типу расположения емкости – вертикальный, горизонтальный, наклонный;
  • по типу груза – для технических жидкостей, химически активных веществ, нефтепродуктов, газов, сыпучих материалов;
  • материалу резервуара – стеклопластик, нержавеющая сталь, алюминий, конструкционная сталь;
  • по типу разгрузки – под давлением, саморазгружающиеся или выводящие жидкость самотеком.
  • Ответственность и штрафы за нарушение правил перевозки грузов

    Перевозить грузы с нарушением правил перевозки грузов автомобильным транспортом невыгодно всем участникам транспортной схемы. Чтобы избежать штрафных санкций необходимо с грузом отправлять стандартный пакет документов. В соответствии с правилами перевозки тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и транспортировки длинномерных, опасных, сыпучих, наливных материалов, смесей, жидкостей водитель спецподвижного состава должен иметь квалификацию, сертификат и допуск к работе. Особое внимание уделяют маркировке авто, чтобы оповестить всех участников движения на дороге о повышенном внимании, соблюдении дистанции, снижении скорости, недопустимости обгона, других манипуляциях в близком расположении от машины с длинномерным, опасным или тяжеловесным грузом. Если транспортная инспекция замечает нарушения в правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, габаритов, на перевозчика накладывают штрафы:

    • административный штраф водителя составит – 2000-2500 руб. либо лишение прав на 6 месяцев;
    • аналогичное взыскание на должностных ответственных за организацию движения лиц – 15 000-20 000 руб.;
    • за аналогичные нарушения юридические лица могут получить взыскание штрафных санкций в размере – 400 000 – 500 000 руб.

    Заключение

    В процессе транспортировки необходимо соблюдать правила автоперевозок грузов, чтобы исключить возникновение аварийных ситуаций на дороге; сохранить груз в целости и сохранности; сэкономить деньги на транспортировке продукции; избежать наложения штрафных санкций во время доставки товаров. Перед началом взаимодействия с грузоотправителем и принятием груза следует познакомиться с его особенностями и свойствами, чтобы соблюдать правила перевозки крупногабаритных грузов автомобильным транспортом. Правильно подобранный подвижной состав под определенный вид груза экономит средства заказчика транспортировки, повышает коэффициент использования грузоподъемности, повышает безопасность доставки опасных и других категорий грузов.