Экономические связи между странами, континентами предполагают обмен товарами, сырьем и ресурсами. Торговые пути по морям существуют более трехсот лет. На основе длительного опыта выработаны правила морских перевозок. Современная геоэкономика находится на этапе сильной турбулентности, поэтому самостоятельные субъекты стремятся задействовать любые возможности доставки товаров, ресурсов и сырья. Транспортировка грузов по морю имеет много преимуществ и способствует снижению себестоимости товаров и продукции. Правила безопасности морской перевозки включают положения, которые обеспечивают свободное прохождение судов в нейтральных водах, по прилегающей водной глади других стран, если того требует маршрут.
В основных положениях Конвенции и соглашений определены обязанности и ответственность всех участников перевозочного процесса – грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков. Указаны документы грузового сопровождения, рассмотрены особенности проведения в портах погрузочно-разгрузочных работ, вопросы экономических рисков, отношений и особенности организации международной доставки грузов.
В сравнении с другими видами перевозок морские имеют много отличий, которые дают удобство работы, экономию, оптимизацию всего процесса. В зависимости от ситуации многие грузоотправители и перевозчики серьезно рассматривают основным видом транспорта для доставки морские суда. Перевозчики в разных странах выбирают данный вид сообщения по разным причинам, но стоит отметить основные преимущества морских перевозок:
Сравнение морских и железнодорожных перевозок
Железнодорожный тип подвижного состава является конкурентным для плавсредств, так как по эффективности выполнения однотипных задач находится достаточно близко к морскому транспорту. Например, имеет внушительную грузоподъемность, безопасность, достаточно высокую скорость доставки и работает по правилам морской перевозки генеральных грузов. Но морской транспорт остается лидером по данным показателям эффективности и другим преимуществам:
Сравнение морских и воздушных перевозок
Морские и воздушные перевозки конкурируют в плане транспортного сообщения разных материков, континентов и стран. Авиаперевозки, как и морские плавсредства, могут доставлять грузы в другие государства с высокой скоростью. Это единственный параметр сравнения, где у воздушных перевозок явное преимущество. В остальном в рамках правил перевозки морским транспортом стоит отметить достоинства транспортировки грузов по морю:
Сравнение морских и автомобильных перевозок
Морские и автомобильные типы транспортировки грузов являются не конкурентными перевозками, а дополняющими друг друга участниками процесса доставки. В сравнении морской транспорт имеет больше преимуществ по объемам отправок, у автомобильного есть возможность подъезда прямо к рампе грузоотправителя и грузополучателя. В связи с этим в логистике доставки с учетом международных правил морской перевозки грузов плавсредства и подвижной состав автотранспорта участвуют как дополняющие друг друга партнеры. Стоит отметить достоинства морского типа доставки, которая используется при выборе приоритетного маршрута и транспорта:
Сравнение морских и речных перевозок
Морские и речные перевозки осуществляются плавсредствами разной вместимости и грузоподъемности. Транспортировка по морю осуществляется с учетом правил безопасности морской перевозки грузов и имеет следующие отличия:
Морская логистика предполагает соблюдение правил перевозки грузов в контейнерах морским транспортом с использованием судов разной конструкции, грузоподъемности, вместительности. По правилам морской перевозки грузов следует использовать следующие виды транспорта:
В рамках правил перевозки контейнеров морским транспортом учитывают особенности конструкции загружаемых модулей и разработали специальный транспорт. Контейнеровозы представляют собой специализированные суда для транспортировки контейнеров. Транспортная модель отличается особенностью устройства палубы, где установлены специальные вертикальные стойки-крепления, которые удерживают многоярусный тип складирования контейнеров. Количество уровней доходит до шести-восьми, на палубе практически нет свободного места. Контейнеры загружают и размещают на передней и задней части палубы. Фиксацию положения проводят специальными твистлоками – запирающими устройствами. Контейнеровозы принимают стандартные типы контейнеров грузоподъемностью 20, 40, 45, 48 футов. Основным правилом загрузки контейнеровозов является соблюдение равновесности по всем частям палубы плавсредства.
Сухогрузные судна ходят по морским и речным маршрутам, так как перевозят сыпучие и сырьевые грузы для промышленного производства. Морские плавсредства представляют собой модели с большой палубой и глубокими трюмами, обустроенными двойным днищем и возможностью наращивать высоту палубы для повышения вместительности легковесного груза. Транспортировка производится в рамках правил безопасности морской перевозки навалочных грузов, поэтому в международном сообщении ходят технически оснащенные суда с хорошими ходовыми характеристиками.
На сухогрузах перевозят зерно, минеральные удобрения, щепу, лес, стройматериалы. По назначению для транспортировки определенных видов грузов морские плавсредства бывают:
В грузовых перевозках участвуют сухогрузы смешанного назначения, конструкция которых может принимать два-три типа груза, отличающегося по свойствам и характеристикам. Палубу сухогрузов делят на отдельные трюмы со специальными закрывающими шторками, которые препятствуют проникновению влаги. Таким образом навалочные грузы прибывают в порты прибытия в нормальном состоянии. Все сухогрузы оснащены погрузочно-разгрузочными кранами с разными навесными механизмами для погрузки-выгрузки навалочных или штучных грузов.
Плавсредства данного типа используются для транспортировки легковых машин, седельных тягачей с прицепами, грузовиков другого типа, сельхозмашин. Ролкеры устроены таким образом, что загрузка представляет собой произвольный въезд на грузовую рампу морского транспорта, а разгрузка – это выезд машин из обустроенного ангара с крытым верхом. Погрузка-выгрузка происходит в горизонтальном направлении. После швартовки передняя часть судна откидывает нос или аппарель и в направлении берега создается удобная трасса для въезда в ангар. Масштаб и вместимость судна огромные, так как внутрь заезжают автомобили-фургоны, легковой транспорт, составы поездов, военная техника.
Примером работы таких судов является постоянно действующий маршрут на Балтийском море. Чтобы переехать на грузовике или легковом авто из Копенгагена в Гданьск, из Клайпеды в Вентспилс, из Хельсинки в Таллин или Ригу, необходимо заехать на судно-ролкер и оставить машину в ангаре, занять место в пассажирской каюте и доехать до порта назначения. Ролкеры ездят по постоянно действующим маршрутам, как поезда, баржи или автомобили.
В рамках правил морской перевозки опасных грузов данный тип грузовых судов осуществляют транспортировку наливных грузов – нефтепродуктов. С увеличением объемов добычи нефти появилась необходимость транспортировать в другие страны большие объемы жидкого топлива. Первые танкеры появились еще в XIX в., но основные разработки конструкции и улучшение танкеры получили в середине XX в. Танкерный флот включает следующие типы плавсредств:
Паромные суда очень популярны в разных морских акваториях, где нужно наладить регулярное сообщение между крупными городами. Самыми популярные паромами, функционирующими в Балтике, являются транспортные средства, которые работают на маршруте между Килем (Германия) и Осло (Норвегия). Тоннаж данного плавсредства составляет 75 156 тонн – это самый крупный паром в Европе. Паромы ездят в Испанию, Финляндию, Норвегию, Германию, Италию, другие страны.
На паромах перевозят пассажиров в каютах и легковые автомобили, грузовики-автофургоны в ангаре, который находится под палубой.
Данный тип плавсредств, востребован на международных маршрутах и следует в рамках правил безопасности морских перевозок грузов. Судно разработано таким образом, что передняя часть палубы остается пустой, но в трюмах находится сухогруз – сыпучие зерно, цемент, уголь. Емкости заполняют и плотно закрывают во избежание попадания влаги, негативного влияния соленой воздушной среды. Грузовые суда отличаются высокой грузоподъемностью, имеют хорошее техническое оснащение. Современные плавсредства достигают грузоподъемности до 360 000 тонн. Балкеры классифицируют на однотрюмные и многотрюмные, когда в каждый трюм можно загрузить определенный груз. На судне может быть свой кран, другие погрузочно-разгрузочные механизмы. Балкерный флот развивается и перспективным является направление Юго-Восточной Азии.
Маршруты транспортировки по морю могут проходить между городами или портами одной страны или суда доставляют товары на разные континенты. В обоих направлениях важно соблюдать безопасность морских перевозок. По классификации различают внутренние и внешние судоходные маршруты. По району плавания определяют следующие типы маршрутов:
Данная классификация указывает в каких водах ходит плавсредство, чтобы доставить груз. Основные виды морских перевозок разделяют в зависимости от типа транспортного средства и транспортировки:
Пути внутреннего сообщения ограничены территорией одной страны. Такие морские перевозки называются каботажем. По правилам безопасности морской перевозки и в рамках действия международной Конвенции различают понятия:
Малый каботаж – сообщение между портом отправления и назначения в пределах одного моря. Например, судно перевозит уголь из Щецина в Гданьск. Перевозка в данном случае осуществляется между двумя городами Польши и в одном море – Балтийском. Рассмотрим другой пример, когда на плавсредство загружены удобрения и отправлены по маршруту из Калининграда в Хельсинки. Данный маршрут построен в границах одного Балтийского моря, но перевозка осуществляется между двумя странами – Россией и Финляндией. Данное направление нельзя отнести к каботажу, так как маршрут соединяет порты разных стран. Доставка груза из Сан-Ремо в Неаполь будет называться каботажем, так как осуществляется из одного итальянского города в другой. Корабль для доставки груза пройдет по двум морям – Лигурийскому и Тирренскому морям, поэтому данная поездка называется большим каботажем.
На внутренние перевозки не оформляют декларацию, не проводят таможенные процедуры, так как грузы следуют внутри одной страны.
Указанный тип перевозки представляет собой сообщение по морю между разными странами. Грузовые суда доставляют товары, продукцию, сырье в режиме импорта или экспорта, на который заполняют полный перечень документов и соблюдают международные правила морской перевозки грузов. Организация доставки морским транспортом проходит по следующему алгоритму:
По правилам перевозки морских контейнеров по прибытию в порт назначения на контейнеровозе грузы перегружают на площадку хранения для оформления таможенной декларации. Если у таможенного агента возникают вопросы к грузу, контейнер следует на склад временного хранения до выяснения недостающей информации и продолжения процесса оформления товаров. Когда документы готовы, автомобиль приезжает на территорию порта и забирает контейнер с товарами, доставляет грузополучателю. В правилах морских перевозок грузов в контейнерах указаны права и обязанности участников международной перевозки между морскими портами разных стран. Важно отметить, что с момента передачи груза от грузополучателя и принятия его к транспортировке перевозчик несет ответственность за сохранность товаров.
Правила морской перевозки опасных грузов устанавливают строгие ограничения, так как жидкие субстанции могут провоцировать возгорание, при разливе в море получается экологическая катастрофа. Танкеры нефтевозы оснащены специальным оборудованием для предотвращения указанных ситуаций. Трюмы с жидким составом плотно закрывают и следят за герметизацией резервуара. Погрузочно-разгрузочные работы выполняют при строгом соблюдении правил безопасности.
Контейнеровозы перевозят штучные товары, укомплектованные в контейнеры. Судно оснащают высокими стойками, которые располагаются между контейнерами, поставленными в шесть-восемь ярусов. На судне предусмотрены специальные затворы и крепления для таких крупных емкостей, расположенных на верхней палубе. При доставке импорта или экспорта перевозчик руководствуется правилами морских перевозок грузов в контейнерах.
Сухогрузы перевозят сыпучие грузы. Основным правилом транспортировки данного типа грузов является подача плавсредства под загрузку в чистом виде с соответствующими санитарными свидетельствами и сохранение в течение перевозки герметизации закрытых трюмов. Важно, чтобы зерно, кукуруза, цемент, щепа не впитали соленый морской воздух в процессе транспортировки и не изменили свойства и характеристики (вес, объем, рассыпчатость, другие параметры).
Правила безопасности морской перевозки лесных грузов учитывают особенности выбора транспорта, подходящего по техническим параметрам. В классификации плавсредств есть специальные суда – лесовозы, на которые грузят деревянные заготовки, бревна, обработанные доски. Распиленные бревна на доски и упакованные в пакеты пиломатериалы относятся к генеральному грузу. Лес относительно других навалочных грузов – дорогой товар. В большинстве случаев трюмы заполняют сыпучими продуктами, а на одной трети верхней палубы размещают пиломатериалы. Доски транспортируют в соответствии с правилами безопасности морской перевозки генеральных грузов и защищают от воздействия факторов внешней среды специальными средствами – лаком, пропиткой, пленкой.
Документальное сопровождение грузов необходимо для подтверждения объема и количества переданных перевозчику грузов, установления ответственности за доставку и сохранность принятых товаров. С помощью документов груз проходит таможенное оформление, отправляется на склад грузополучателя или временно хранится в порту. По правилам безопасности морской перевозки необходимо заполнять следующие документы:
Для обмена документами создана единая цифровая система электронных документов на государственном уровне. С сентября 2024 года участники перевозочного процесса могут коносаметами, договорами в электронном виде и ставить цифровую подпись.
Для транспортировки грузов в международном сообщении по правилам морской перевозки грузов пакет документов значительно шире и, помимо указанных бумаг, будет включать документальное сопровождение следующего типа:
Правилами международных морских перевозок установлено, что транспортировка штучных товаров может быть произведена исключительно в контейнерах. Это связано с логистикой перемещения стандартных боксов в порту, организации погрузочно-разгрузочных работ, так как там работают разные виды техники, рассчитанные на максимально быструю разгрузку торговых судов с грузами. Некоторые товары имеют ярко выраженные физико-химические свойства или требуют особых условий для сохранности. Под воздействием соленого морского воздуха товары могут изменить свойства, впитать влагу, получить ржавчину (разрушение металла под воздействием соли), другие изменения или дефекты. Обеспечить сохранность товаров и безопасность морских перевозок – важная задача логистики и владельца судна. После приемки груза к транспортировке за сохранность несет ответственность перевозчик. В связи с этим необходимо соблюдать установленные ограничения на транспортировку отдельных видов грузов в контейнерах:
Если оборудование или конструкция не помещается по габаритам в контейнер, объект перевозят в трюмах вместе с навалочными грузами. Контейнеры с незакрытыми дверцами загружать на судно строго запрещено. Конструкция контейнеров бывает разной, поэтому важно подобрать и уместно применять рефрижераторные, рамные контейнеры, боксы для генеральных грузов.
В рамках действия правил безопасности морской перевозки грузов стоит отметить, какие факторы влияют на формирование тарифов и стоимости транспортировки по водным путям сообщения:
Правила перевозки контейнеров морским транспортом учитывают все возможные непредвиденные обстоятельства, а ответственность за сохранность груза лежит на перевозчике. Поэтому ключевое значение имеет выбор технически оснащенного судна, способного надежно закрепить контейнеры и защитить груз от внешних воздействий. Для успешной и экономически эффективной логистики необходимо строгое соблюдение международных правил и грамотное оформление документов. Доверьте перевозку профессионалам — закажите морские грузоперевозки у нашей компании для надежности и сохранности вашего груза.