Правила морской перевозки грузов: основные требования и нюансы

Экономические связи между странами, континентами предполагают обмен товарами, сырьем и ресурсами. Торговые пути по морям существуют более трехсот лет. На основе длительного опыта выработаны правила морских перевозок. Современная геоэкономика находится на этапе сильной турбулентности, поэтому самостоятельные субъекты стремятся задействовать любые возможности доставки товаров, ресурсов и сырья. Транспортировка грузов по морю имеет много преимуществ и способствует снижению себестоимости товаров и продукции. Правила безопасности морской перевозки включают положения, которые обеспечивают свободное прохождение судов в нейтральных водах, по прилегающей водной глади других стран, если того требует маршрут.

В основных положениях Конвенции и соглашений определены обязанности и ответственность всех участников перевозочного процесса – грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков. Указаны документы грузового сопровождения, рассмотрены особенности проведения в портах погрузочно-разгрузочных работ, вопросы экономических рисков, отношений и особенности организации международной доставки грузов.

Почему выбирают морские перевозки: главные преимущества

Почему выбирают морские перевозки: главные преимущества

В сравнении с другими видами перевозок морские имеют много отличий, которые дают удобство работы, экономию, оптимизацию всего процесса. В зависимости от ситуации многие грузоотправители и перевозчики серьезно рассматривают основным видом транспорта для доставки морские суда. Перевозчики в разных странах выбирают данный вид сообщения по разным причинам, но стоит отметить основные преимущества морских перевозок:

  • безопасность – по статистике морской грузовой транспорт лучше сохраняет товары, продукцию и сырье;
  • экономичность – движение по морю обходится дешевле, чем остальные пути транспортного сообщения;
  • универсальность – по морю доставляют любые грузы, которые можно укомплектовать в контейнер;
  • вместительность и грузоподъемность;
  • низкая стоимость транспортных услуг;
  • высокий уровень механизации и автоматизации из-за использования стандартных контейнеров 20 и 40 тонн;
  • большая вариативность в построении маршрута – глобальное покрытие водой позволяет судоходству связывать материки, континенты и страны;
  • стабильно и регулярно действующие маршруты позволяют установить точную дату прибытия груза в порты;
  • обустроенная инфраструктура в портах для выгрузки контейнеров, хранения грузов, таможенного оформления и перегрузки на другие виды транспорта – железнодорожный, автомобильный, речной.

Сравнение морских и железнодорожных перевозок

Железнодорожный тип подвижного состава является конкурентным для плавсредств, так как по эффективности выполнения однотипных задач находится достаточно близко к морскому транспорту. Например, имеет внушительную грузоподъемность, безопасность, достаточно высокую скорость доставки и работает по правилам морской перевозки генеральных грузов. Но морской транспорт остается лидером по данным показателям эффективности и другим преимуществам:

  • вариативность в составлении маршрутов, которой нет у жд транспорта, следующего по проложенным железнодорожным путям;
  • низкая стоимость доставки грузов морскими плавсредствами не имеет равных среди всех видов транспорта;
  • грузоподъемность транспортных судов не имеет равных и значительно превышает жд поезда и составы с грузом;
  • логистика портов более адаптивная для таможенного оформления и приема импортных грузов, связи с автотранспортом и жд перевозками;
  • стабильность проложенных маршрутов и расписания движения обеспечивает регулярную доставку грузов.

Сравнение морских и воздушных перевозок

Морские и воздушные перевозки конкурируют в плане транспортного сообщения разных материков, континентов и стран. Авиаперевозки, как и морские плавсредства, могут доставлять грузы в другие государства с высокой скоростью. Это единственный параметр сравнения, где у воздушных перевозок явное преимущество. В остальном в рамках правил перевозки морским транспортом стоит отметить достоинства транспортировки грузов по морю:

  • низкие тарифы при оказании транспортных услуг плавсредствами;
  • высокий уровень безопасности доставки;
  • высокая вместительность судов в сравнении с самолетами;
  • удобная организация работы логистики в пунктах прибытия и убытия грузов;
  • стабильность функционирования проложенных маршрутов;
  • наличие достаточного объема грузов для формирования отправок из портов другими видами транспорта – автомобильным, железнодорожным, речным, воздушным.

Сравнение морских и автомобильных перевозок

Морские и автомобильные типы транспортировки грузов являются не конкурентными перевозками, а дополняющими друг друга участниками процесса доставки. В сравнении морской транспорт имеет больше преимуществ по объемам отправок, у автомобильного есть возможность подъезда прямо к рампе грузоотправителя и грузополучателя. В связи с этим в логистике доставки с учетом международных правил морской перевозки грузов плавсредства и подвижной состав автотранспорта участвуют как дополняющие друг друга партнеры. Стоит отметить достоинства морского типа доставки, которая используется при выборе приоритетного маршрута и транспорта:

  • большие расстояния – плавсредства следуют от одного континента, материка в порт назначения в другой части света, преодолевая тысячи километров пути. Автомобили используют для доставки грузов на территории региона, страны, таможенного союза нескольких государств;
  • низкая стоимость – тарифы морских перевозок значительно дешевле аналогичных услуг автотранспорта. В связи с этим при планировании маршрута на основное плечо перевозки ставят плавсредства, а на короткие расстояния – подвижной состав автомобилей;
  • грузоподъемность судов на тысячи тонн превышает объемы, которые могут возить грузовики;
  • морской транспорт более экологичный нежели автомобильный подвижной состав;
  • безопасность плавсредств является преимуществом, так как суда следуют правилам перевозки опасных грузов морским транспортом. По статистике автомобильный транспорт чаще других попадает в аварийные ситуации с последствиями порчи груза;
  • простая организация погрузочно-разгрузочных работ, так как инфраструктура портов хорошо обустроена соответствующей техникой для перегрузки и быстрой разгрузки прибывающих судов. Автомобили получают грузы у разных поставщиков, где обустроенность погрузочно-разгрузочного процесса требует улучшений и оптимизации процесса;
  • большие объемы, укомплектованные в контейнерах стандартного типа не требуют супертары для товаров. На грузовых автомобилях для лучшей сохранности требуется больше внимания упаковке товаров и продукции.

Сравнение морских и речных перевозок

Морские и речные перевозки осуществляются плавсредствами разной вместимости и грузоподъемности. Транспортировка по морю осуществляется с учетом правил безопасности морской перевозки грузов и имеет следующие отличия:

  • дальность следования морских судов составляют десяти и сотни тысяч километров;
  • морские суда транспортируют контейнеры и навалочные грузы. В речном судоходстве преобладают баржи с сыпучими стройматериалами, другими типами грузов;
  • морские суда перевозят товары между континентами и материками, а речные соединяют города, страны, регионы – в большинстве случаев одного таможенного союза;
  • по морю плавсредства перевозят сотни тонн груза, в то время как по рекам объемы перевозок значительно меньше;
  • морская навигация позволяет судам плавать круглый год. На речное судоходство в большей степени влияет фактор сезонности.

Морской транспорт: какие суда используют для перевозки

Морской транспорт: какие суда используют для перевозки

Морская логистика предполагает соблюдение правил перевозки грузов в контейнерах морским транспортом с использованием судов разной конструкции, грузоподъемности, вместительности. По правилам морской перевозки грузов следует использовать следующие виды транспорта:

  • контейнеровозы;
  • сухогрузы;
  • ролкеры;
  • танкеры;
  • паромы;
  • балкеры.

Контейнеровозы

В рамках правил перевозки контейнеров морским транспортом учитывают особенности конструкции загружаемых модулей и разработали специальный транспорт. Контейнеровозы представляют собой специализированные суда для транспортировки контейнеров. Транспортная модель отличается особенностью устройства палубы, где установлены специальные вертикальные стойки-крепления, которые удерживают многоярусный тип складирования контейнеров. Количество уровней доходит до шести-восьми, на палубе практически нет свободного места. Контейнеры загружают и размещают на передней и задней части палубы. Фиксацию положения проводят специальными твистлоками – запирающими устройствами. Контейнеровозы принимают стандартные типы контейнеров грузоподъемностью 20, 40, 45, 48 футов. Основным правилом загрузки контейнеровозов является соблюдение равновесности по всем частям палубы плавсредства.

Сухогрузы

Сухогрузные судна ходят по морским и речным маршрутам, так как перевозят сыпучие и сырьевые грузы для промышленного производства. Морские плавсредства представляют собой модели с большой палубой и глубокими трюмами, обустроенными двойным днищем и возможностью наращивать высоту палубы для повышения вместительности легковесного груза. Транспортировка производится в рамках правил безопасности морской перевозки навалочных грузов, поэтому в международном сообщении ходят технически оснащенные суда с хорошими ходовыми характеристиками.

На сухогрузах перевозят зерно, минеральные удобрения, щепу, лес, стройматериалы. По назначению для транспортировки определенных видов грузов морские плавсредства бывают:

  • ролкеры;
  • лесовозы;
  • контейнеровозы;
  • балкеры.

В грузовых перевозках участвуют сухогрузы смешанного назначения, конструкция которых может принимать два-три типа груза, отличающегося по свойствам и характеристикам. Палубу сухогрузов делят на отдельные трюмы со специальными закрывающими шторками, которые препятствуют проникновению влаги. Таким образом навалочные грузы прибывают в порты прибытия в нормальном состоянии. Все сухогрузы оснащены погрузочно-разгрузочными кранами с разными навесными механизмами для погрузки-выгрузки навалочных или штучных грузов.

Ролкеры

Плавсредства данного типа используются для транспортировки легковых машин, седельных тягачей с прицепами, грузовиков другого типа, сельхозмашин. Ролкеры устроены таким образом, что загрузка представляет собой произвольный въезд на грузовую рампу морского транспорта, а разгрузка – это выезд машин из обустроенного ангара с крытым верхом. Погрузка-выгрузка происходит в горизонтальном направлении. После швартовки передняя часть судна откидывает нос или аппарель и в направлении берега создается удобная трасса для въезда в ангар. Масштаб и вместимость судна огромные, так как внутрь заезжают автомобили-фургоны, легковой транспорт, составы поездов, военная техника.

Примером работы таких судов является постоянно действующий маршрут на Балтийском море. Чтобы переехать на грузовике или легковом авто из Копенгагена в Гданьск, из Клайпеды в Вентспилс, из Хельсинки в Таллин или Ригу, необходимо заехать на судно-ролкер и оставить машину в ангаре, занять место в пассажирской каюте и доехать до порта назначения. Ролкеры ездят по постоянно действующим маршрутам, как поезда, баржи или автомобили.

Танкеры

В рамках правил морской перевозки опасных грузов данный тип грузовых судов осуществляют транспортировку наливных грузов – нефтепродуктов. С увеличением объемов добычи нефти появилась необходимость транспортировать в другие страны большие объемы жидкого топлива. Первые танкеры появились еще в XIX в., но основные разработки конструкции и улучшение танкеры получили в середине XX в. Танкерный флот включает следующие типы плавсредств:

  • танкеры-химвозы – плавсредство с большими объемами трюмов для транспортировки химических жидкостей, средств;
  • танкеры-нефтевозы и плавучие нефтяные терминалы – судно для транспортировки сырой нефти;
  • танкеры-бункеровщики – суда для перевозки жидких грузов;
  • балктанкеры – комбинируют сухогрузо-наливные функции и готовы принимать на судно сыпучие и наливные грузы;
  • танкеры-площадки – для разных грузов, которые можно перевозить на ровной поверхности верхней палубы;
  • танкеры-газовозы – для сжиженных газов;
  • танкеры-продуктовозы для транспортировки продуктов нефтепереработки;
  • танкеры-толкачи – плавсредства, основной функцией которых является толкание баржи с нефтепродуктами.

Паромы

Паромные суда очень популярны в разных морских акваториях, где нужно наладить регулярное сообщение между крупными городами. Самыми популярные паромами, функционирующими в Балтике, являются транспортные средства, которые работают на маршруте между Килем (Германия) и Осло (Норвегия). Тоннаж данного плавсредства составляет 75 156 тонн – это самый крупный паром в Европе. Паромы ездят в Испанию, Финляндию, Норвегию, Германию, Италию, другие страны.

Обратите внимание:

На паромах перевозят пассажиров в каютах и легковые автомобили, грузовики-автофургоны в ангаре, который находится под палубой.

Балкеры

Данный тип плавсредств, востребован на международных маршрутах и следует в рамках правил безопасности морских перевозок грузов. Судно разработано таким образом, что передняя часть палубы остается пустой, но в трюмах находится сухогруз – сыпучие зерно, цемент, уголь. Емкости заполняют и плотно закрывают во избежание попадания влаги, негативного влияния соленой воздушной среды. Грузовые суда отличаются высокой грузоподъемностью, имеют хорошее техническое оснащение. Современные плавсредства достигают грузоподъемности до 360 000 тонн. Балкеры классифицируют на однотрюмные и многотрюмные, когда в каждый трюм можно загрузить определенный груз. На судне может быть свой кран, другие погрузочно-разгрузочные механизмы. Балкерный флот развивается и перспективным является направление Юго-Восточной Азии.

Основные виды морских перевозок и их особенности

Маршруты транспортировки по морю могут проходить между городами или портами одной страны или суда доставляют товары на разные континенты. В обоих направлениях важно соблюдать безопасность морских перевозок. По классификации различают внутренние и внешние судоходные маршруты. По району плавания определяют следующие типы маршрутов:

  • арктические;
  • океанические;
  • морские;
  • речные.

Данная классификация указывает в каких водах ходит плавсредство, чтобы доставить груз. Основные виды морских перевозок разделяют в зависимости от типа транспортного средства и транспортировки:

  • навалом;
  • наливом;
  • погрузкой контейнеров;
  • штучные отправки грузов.

Внутренние перевозки

Пути внутреннего сообщения ограничены территорией одной страны. Такие морские перевозки называются каботажем. По правилам безопасности морской перевозки и в рамках действия международной Конвенции различают понятия:

  • большой каботаж – перевозка по двум морям между портами одной страны;
  • малый каботаж – перевозка по одному морю между портами одной страны.

Малый каботаж – сообщение между портом отправления и назначения в пределах одного моря. Например, судно перевозит уголь из Щецина в Гданьск. Перевозка в данном случае осуществляется между двумя городами Польши и в одном море – Балтийском. Рассмотрим другой пример, когда на плавсредство загружены удобрения и отправлены по маршруту из Калининграда в Хельсинки. Данный маршрут построен в границах одного Балтийского моря, но перевозка осуществляется между двумя странами – Россией и Финляндией. Данное направление нельзя отнести к каботажу, так как маршрут соединяет порты разных стран. Доставка груза из Сан-Ремо в Неаполь будет называться каботажем, так как осуществляется из одного итальянского города в другой. Корабль для доставки груза пройдет по двум морям – Лигурийскому и Тирренскому морям, поэтому данная поездка называется большим каботажем.

На внутренние перевозки не оформляют декларацию, не проводят таможенные процедуры, так как грузы следуют внутри одной страны.

Внешние перевозки

Указанный тип перевозки представляет собой сообщение по морю между разными странами. Грузовые суда доставляют товары, продукцию, сырье в режиме импорта или экспорта, на который заполняют полный перечень документов и соблюдают международные правила морской перевозки грузов. Организация доставки морским транспортом проходит по следующему алгоритму:

  • грузоотправитель и грузополучатель из разных стран заключают договор на поставку или получение продукции;
  • грузоотправитель обращается к перевозчику, чтобы отправить груз грузополучателю;
  • перевозчик получает сертификат качества, инвойс, другие документы производителя; оформляет сопроводительные документы на груз;
  • исходя из свойств и характеристик груза подбирает плавсредство с подходящими техническим данными и оформляет документы на транспорт;
  • подбирают транспорт для доставки груза в порт. В большинстве случаев логистика таких перевозок включает работу автомобильного или железнодорожного транспорта;
  • в зависимости от инфраструктуры порта назначения и удаленности местонахождения грузополучателя находят транспортное средство для завершения доставки товаров.

По правилам перевозки морских контейнеров по прибытию в порт назначения на контейнеровозе грузы перегружают на площадку хранения для оформления таможенной декларации. Если у таможенного агента возникают вопросы к грузу, контейнер следует на склад временного хранения до выяснения недостающей информации и продолжения процесса оформления товаров. Когда документы готовы, автомобиль приезжает на территорию порта и забирает контейнер с товарами, доставляет грузополучателю. В правилах морских перевозок грузов в контейнерах указаны права и обязанности участников международной перевозки между морскими портами разных стран. Важно отметить, что с момента передачи груза от грузополучателя и принятия его к транспортировке перевозчик несет ответственность за сохранность товаров.

Правила перевозки для разных видов грузов

Правила перевозки для разных видов грузов

Правила морской перевозки опасных грузов устанавливают строгие ограничения, так как жидкие субстанции могут провоцировать возгорание, при разливе в море получается экологическая катастрофа. Танкеры нефтевозы оснащены специальным оборудованием для предотвращения указанных ситуаций. Трюмы с жидким составом плотно закрывают и следят за герметизацией резервуара. Погрузочно-разгрузочные работы выполняют при строгом соблюдении правил безопасности.

Контейнеровозы перевозят штучные товары, укомплектованные в контейнеры. Судно оснащают высокими стойками, которые располагаются между контейнерами, поставленными в шесть-восемь ярусов. На судне предусмотрены специальные затворы и крепления для таких крупных емкостей, расположенных на верхней палубе. При доставке импорта или экспорта перевозчик руководствуется правилами морских перевозок грузов в контейнерах.

Сухогрузы перевозят сыпучие грузы. Основным правилом транспортировки данного типа грузов является подача плавсредства под загрузку в чистом виде с соответствующими санитарными свидетельствами и сохранение в течение перевозки герметизации закрытых трюмов. Важно, чтобы зерно, кукуруза, цемент, щепа не впитали соленый морской воздух в процессе транспортировки и не изменили свойства и характеристики (вес, объем, рассыпчатость, другие параметры).

Правила безопасности морской перевозки лесных грузов учитывают особенности выбора транспорта, подходящего по техническим параметрам. В классификации плавсредств есть специальные суда – лесовозы, на которые грузят деревянные заготовки, бревна, обработанные доски. Распиленные бревна на доски и упакованные в пакеты пиломатериалы относятся к генеральному грузу. Лес относительно других навалочных грузов – дорогой товар. В большинстве случаев трюмы заполняют сыпучими продуктами, а на одной трети верхней палубы размещают пиломатериалы. Доски транспортируют в соответствии с правилами безопасности морской перевозки генеральных грузов и защищают от воздействия факторов внешней среды специальными средствами – лаком, пропиткой, пленкой.

Документы для морской перевозки: список и правила оформления

Документальное сопровождение грузов необходимо для подтверждения объема и количества переданных перевозчику грузов, установления ответственности за доставку и сохранность принятых товаров. С помощью документов груз проходит таможенное оформление, отправляется на склад грузополучателя или временно хранится в порту. По правилам безопасности морской перевозки необходимо заполнять следующие документы:

  • грузоотправитель заключает договор морской перевозки;
  • если судно нанимают, заключают договор морского фрахта или найма судна для транспортировки грузов;
  • коносамент – документ удостоверяет право собственности на груз и устанавливает ответственность за транспортируемые отправления. Коносамент передается от перевозчика грузополучателю. В морских перевозках коносамент бывает трех типов – на предъявителя, ордерный, именной. Документ используется для оформления страховки, других таможенных операций;
  • манифест – перечень перевозимых грузов – наименования, краткие характеристики, условия транспортировки. Документ вместе с коносаментом служит основанием для таможенной чистки грузов по прибытии в порт назначения;
  • безопасность морских перевозок зависит от технического состояния судна. В пакет документов входят сертификаты, которые указывают, что плавсредство с технической точки зрения полностью соответствует уровню и требованиям международных морских перевозок;
  • владелец плавсредства, представленного к транспортировке грузов, должен иметь лицензию на совершение операций данного типа.
Обратите внимание:

Для обмена документами создана единая цифровая система электронных документов на государственном уровне. С сентября 2024 года участники перевозочного процесса могут коносаметами, договорами в электронном виде и ставить цифровую подпись.

Для транспортировки грузов в международном сообщении по правилам морской перевозки грузов пакет документов значительно шире и, помимо указанных бумаг, будет включать документальное сопровождение следующего типа:

  • EX1 – декларация, которую оформляют при экспорте товаров;
  • CMR – товарно-транспортная накладная, принятая для оформления и сопровождения грузов в международном сообщении;
  • Packing List – документ, в котором указано в каком виде и количестве следуют товары на грузовом судне. Бумага содержит подробную информацию о количестве грузовых мест, типу тары и супертары, весе одного грузового места, габаритах единицы груза и типе упаковки;
  • TIR Carnet – документ транспортного сопровождения грузов, которые следуют через страну в режиме транзита от пункта входа и до момента выходы из государства-транзитера;
  • Инвойс – документ, подтверждающий проведение расчетов между грузоотправителем и грузополучателем. Инвойс используется при таможенном оформлении грузов. В документе содержится информация о стоимости каждой единицы продукции, счета всех сторон сделки;
  • по правилам морских перевозок грузов грузоотправитель и перевозчик заключают договор, в котором указывают ответственность, права и обязанности сторон – участников транспортного процесса доставки в порт назначения.

Какие грузы нельзя перевозить по морю

Какие грузы нельзя перевозить по морю

Правилами международных морских перевозок установлено, что транспортировка штучных товаров может быть произведена исключительно в контейнерах. Это связано с логистикой перемещения стандартных боксов в порту, организации погрузочно-разгрузочных работ, так как там работают разные виды техники, рассчитанные на максимально быструю разгрузку торговых судов с грузами. Некоторые товары имеют ярко выраженные физико-химические свойства или требуют особых условий для сохранности. Под воздействием соленого морского воздуха товары могут изменить свойства, впитать влагу, получить ржавчину (разрушение металла под воздействием соли), другие изменения или дефекты. Обеспечить сохранность товаров и безопасность морских перевозок – важная задача логистики и владельца судна. После приемки груза к транспортировке за сохранность несет ответственность перевозчик. В связи с этим необходимо соблюдать установленные ограничения на транспортировку отдельных видов грузов в контейнерах:

  • опасные грузы – радиоактивные вещества, боеприпасы, опасные химические продукты;
  • в контейнерах нельзя перевозить товары, которые весят больше, чем грузоподъемность самой емкости или бокса;
  • свежие продукты – рыбу, морепродукты;
  • особо крупные и негабаритные конструкции не возят на морских судах;
  • металлы без защитного покрытия, так как могут за время поездки проржаветь.

Если оборудование или конструкция не помещается по габаритам в контейнер, объект перевозят в трюмах вместе с навалочными грузами. Контейнеры с незакрытыми дверцами загружать на судно строго запрещено. Конструкция контейнеров бывает разной, поэтому важно подобрать и уместно применять рефрижераторные, рамные контейнеры, боксы для генеральных грузов.

Факторы, влияющие на стоимость морской перевозки

В рамках действия правил безопасности морской перевозки грузов стоит отметить, какие факторы влияют на формирование тарифов и стоимости транспортировки по водным путям сообщения:

  • протяженность маршрута;
  • тип груза;
  • таможенные платежи, налоги, сборы;
  • сезон навигации влияет на скорость доставки;
  • способ погрузки-выгрузки;
  • необходимость хранения груза в порту на СВХ (складе временного хранения);
  • задержка таможенными органами, назначения штрафов, пошлин;
  • необходимость использовать два-три вида транспорта до конечной точки маршрута;
  • тип морского судна, которое будет перевозить груз;
  • наполненность контейнерами от разных поставщиков товаров. Чем больше контейнеров, тем выше коэффициент загрузки судна и ниже тариф транспортировки в пересчете на каждого грузоотправителя.

Заключение

Правила перевозки контейнеров морским транспортом учитывают все возможные непредвиденные обстоятельства, а ответственность за сохранность груза лежит на перевозчике. Поэтому ключевое значение имеет выбор технически оснащенного судна, способного надежно закрепить контейнеры и защитить груз от внешних воздействий. Для успешной и экономически эффективной логистики необходимо строгое соблюдение международных правил и грамотное оформление документов. Доверьте перевозку профессионалам — закажите морские грузоперевозки у нашей компании для надежности и сохранности вашего груза.