На долю морских перевозок в международной торговле приходится более восьмидесяти процентов общего товарооборота. Несмотря на строгие правила морской перевозки грузов, востребованность логистики по морю постоянно растет, потому что она:
Доставка по морю строго регламентирована. Причем правовое регулирование морских перевозок постоянно «корректируется», потому что:
Кроме того, в динамике находится и экономико-политическая ситуация, методы логистического сопровождения грузоперевозки. И если не отслеживать действующую правовую базу и не соблюдать актуальные правила, то процесс доставки будет незаконным, судно и товар могут задержать. Также при невыполнении актуальных юридически норм:
Если знаете и соблюдаете действующую нормативную базу, то сроки логистики значительно короче, товар гарантированно защищен от негативных факторов, не возникает сложных ситуаций.
Морские грузоперевозки регламентируются положениями Конституции РФ и закона о государственной границе, таможенным Кодексом ЕАЭС и КТМ РФ, иными российскими актами федерального и регионального уровня, которые адаптированы под интернациональные нормы.
Международное морское сообщение подчиняется следующим ключевым нормам:
Взаимоотношения между сторонами определяются по внутренним договорам – чартеру и коносаменту. По чартерной, чаще разовой, перевозке условия отражены в договоре фрахтования, в коносаменте – для регулярных линейных рейсов, ответственность закреплена по статусу лица.
Также процесс регулируется, в соответствии с обязанностями продавца и покупателя INCOTERMS, по правилам для опасных грузов и своду конвенций по безопасности окружающей среды.
КТМ – один из ключевых «регуляторов» взаимоотношений сторон при морских грузоперевозках. Он распространяется на судовладельцев, перевозчиков, собственников продукции, морские портовые терминалы, страховые компании, банковские структуры. Также кодекс морской перевозки действует и в отношении специалистов в области права и тех, кто прямо или опосредованно задействован в доставке морем.
Закон предопределяет правила, прописывает алгоритм всех процедур, обеспечивает единство правового регулирования, безопасность, справедливость и эффективность процесса. Это основа для стабильного действия и развития морской логистической отрасли. На его базе разрабатывают и иные федеральные правовые акты Российской Федерации в данной сфере.
Морской кодекс перевозки грузов регулирует имущественные отношения, направлен на равноправие сторон и их автономию. Он необходим для защиты прав и интересов участников, сохранности безопасности окружающей среды.
В КТМ указаны требования к техсостоянию морских судов, ответственность перевозчиков и отправителей, порядок действий при авариях и затонувшем имуществе, возможность страхователя отказаться от имущества при его утрате. Кроме того, законом морские перевозки регулируются и в части прав владения и иных вещных прав на морсудно. В документе прописаны особенности регистрации морского транспорта и другие параметры, процессы, связанные с транспортировкой.
Перевозка морем подчиняется правилам различных международных конвенций. Среди них Гаагские, Гаагско-висбийские, Гамбургские и Ротердамские правила.
Гаагские регламентируют зону ответственности участников при доставке отправлений по коносаменту. Их сформировали в Гааге в 1921 году, впоследствии несколько раз меняли – дополняя новыми пунктами с учетом изменений ВЭД.
Гаагские правила по морской перевозке унифицированы, они позволяют единообразно толковать условия и регламентировать процесс транспортировки при участии всех заинтересованных сторон – владельцев грузов и судов, страховщиков и кредитных учреждений, отправителей и получателей грузовых партий.
Так, по документу на перевозчика возложена обязанность обеспечивать соответствующий техуровень судна и формировать личный состав, следить за сохранностью продукции, подготавливать коносамент. Отражена возможность снять ответственность при убытках от обстоятельств непреодолимой силы и виновных действий других сторон. Вместе с тем, правила запрещают указывать в договоре на перевозку условия, которые освобождают транспортника от возмещения убытков при его вине, небрежности или упущениях.
Гаагские положения стали основой для разработки обновленных норм – Гаагско-висбийских правил по морской перевозке. По ним перевозчик также несет ответственность за грузоотправление, однако разрешено отклоняться от курса для сохранности груза и самого судна, а также членов экипажа, которые по разным причинам оказались за бортом.
Предусмотрено, что положения документа актуальны для агентов и должностных лиц, если выявлена их вина по ущербу грузу, предусмотрена отмена ограничений ответственности. Также все пункты увязаны с правовой базой отдельных стран.
С начала 1992 года в силу вступили Гамбургские правила по морской перевозке, чтобы унифицировать требования к мордоставке как одного из этапов товародвижения. По ним ответственность за отправление возникает при передаче в портовом терминале, а не после фактической погрузки на судно.
В 2008 году утверждена Конвенция, по которой актуализирован и унифицирован формат транспортировки по схеме «от двери к двери» – Роттердамские правила о морской перевозке грузов. Это наиболее полный, подробный документ, созданный с учетом современного состояния внешнеэкономической торговли и логистики, он определяет ответственность и права всех участников процесса.
Каждый правовой документ имеет важное значение, устанавливает порядок грузоперевозки, ответственность сторон. Он служит, чтобы доставка была эффективной, проходила без дополнительных финансовых затрат и риска возникновения споров. С международными конвенциями транспортная логистика надежнее, безопаснее и быстрее.
Любой закон о морских перевозках направлен на установление определенных норм, разграничение зоны ответственности, необходим для порядка грузодоставки любой продукции по морю. Россия принимает участие во всех международных соглашениях в области мореплавания, транспортировки грузов, что создает основу для легитимного и эффективного управления логистикой.
Среди основных нормативно-правовых актов, регулирующих морские перевозки, конвенции по правилам столкновения судов, оказания помощи и спасения на море. На их основе сформированы нормы в конвенциях о морской грузоперевозке и об унификации отдельных правил о коносаменте и аресте морских судов, в документах по обмеру мортранспорта, ИМО об ответственности и компенсации опасных отправлений. Также в числе нормативных актов кодекс поведения линейных конференций и другие положения.
По морю транспортируют спецтехнику, пило- и строительные материалы, металлопрокат, опасные вещества и многое другое. Грузы доставляют в составе генеральных, сборных, контейнерных отправлений, навалом, насыпом и в ином формате.
И для каждого вида продукции существуют определенные особенности и правила перемещения, которые помогают эффективнее организовать логистику и обеспечить безопасность.
Генеральные – это штучные или же упакованные грузы. Их отправляют крупными партиями, для упаковки используют биг-беги, стандартные мешки, ящики, бочки, пакеты, паллеты, контейнерную и иную тару. Иногда генеральный груз входит в состав сборной партии, может быть габаритным, длинномерным, тяжеловесным, негабаритным.
К подобной категории относятся стройматериалы, металлопродукция – листовой и сортовой прокат в рулонах, железобетонные изделия – колонны, кольца, плиты, транспорт. Также генеральным отправлением являются контейнеры, барабаны, различные металлоконструкции и многое другое.
Для доставки каждого из них необходимо соблюдать требования и правила безопасности морской перевозки генеральных грузов.
Отправления подготавливают, в соответствии с видом и необходимыми условиями. Например, если требуется защита от влаги или механических повреждений. Особое внимание уделяют упаковке и креплению:
Также наносят маркировку. Она может быть:
Правила морской перевозки генеральных грузов диктуют, что перетарка в пути следования недопустима. Необходимо следить за состоянием тары и отправления. А каждая партия сопровождается документацией – транспортной, товарной, а также иными бумагами.
Под насыпными и навалочными грузами понимают бестарные и мелкоштучные тарные отправления, порошкообразные, гранулированные, кусковые, которые загружают и выгружают «насыпом». Например, это различные виды природной породы, зерновые, комбикорма, металлическая стружка и многое другое.
Продукцию перевозят насыпом на самом судне в закрытых трюмах с герметизированными поверхностями, в танк-контейнерах, либо биг-бегами. Есть определенные особенности доставки:
Зерновые также требуют специальных условий. Например, это касается бобовых, злаковых, масличных культур – сои, бобов, нута, фасоли, пшеницы, кукурузы, риса, сорго, льна, рапса, подсолнечника и других.
Необходимо не только соблюдать правила морской перевозки навалочных грузов и сыпучих отправлений, но и их временного хранения. Так, продукцию хранят на открытых и закрытых площадках, где должна быть минимальная влажность, чтобы она не слеживалась, не смерзалась, не подвергалась выдуванию.
Для продовольствия, которому требуется хранение в закрытых складах, обеспечивают постоянную вентиляцию, защищают от перепадов температуры и возможного заражения вредителями.
Промышленные грузы можно размещать на открытом пространстве. Также правила безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов допускают использовать для доставки стандартную тару. Однако для гипса, цемента, извести, минеральных удобрений обязательна спецтара, защита от осадков, ультрафиолетовых лучей.
Взрывчатые, окисляющие, коррозийные вещества, специфические газы, радиоактивные и иные отправления – это опасные грузы. Их доставка специфична и выполняется по нормам международного договора, в котором отражен порядок перемещения.
Правила морской перевозки опасных грузов МОПОГ содержат и регламент выгрузки, соблюдения норм безопасности, хранения, оказания помощи при возникновении внештатных ситуаций.
При доставке по морю опасных отправлений руководствуются Международным кодексом IMDG и отталкиваются от следующих требований:
Маркировка опасных грузов по классам выполняется с помощью идентификационных табличек или наклеек. Они должны выдерживать воздействие соленой воды, перепадов температуры и постоянной влажности, чтобы маркировка и оттенок сохранились в неизменном виде до окончания перевозки. Маркировочные знаки наносятся на отдельные грузовые места, тару, с четырех сторон контейнера или с двух – для танков или цистерн.
Отправления маркируют квадратными этикетками в виде ромбов с внутренней красной линией с символами, классами и подклассами опасности.
При перевозке нескольких видов опасных веществ, маркировочные таблички располагают снаружи транспорта для каждого из них.
Для грузоперевозок применяются различные контейнеры – стандартной и увеличенной высоты, грузоподъемностью 5 10, 20, 40 и более тонн, обычного и специального назначения. При этом правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом требуют, чтобы тара обеспечивала полную сохранность отправления. Для этого разрешено задействовать модули, которые:
По правилам перевозки морских контейнеров, отправление после загрузки необходимо опломбировать. Номер пломбы – обязательно отмечать в товаросопроводительных бумагах.
Контейнерные морские перевозки универсальны, они подходят для разных видов продукции – продовольственной и непродовольственной, навалочной, генеральной, сборной и многих других. Контейнеры легко перегружать на водный транспорт, устанавливать на автомобили при осуществлении мультимодальных рейсов.
Для оформления и сопровождения доставки требуется пакет документов. Он включает:
Кроме того, при доставке необходима:
В некоторых случаях условия морской перевозки грузов, правила перевозки морем требуют оформления и других дополнительных бумаг. Это зависит от индивидуальных особенностей продукции, ВЭД и параметров сотрудничества.
У каждого из участников при доставке возникает определенная зона ответственности, которую устанавливает международное и внутрироссийское законодательство, а также договорные отношения сторон.
Перевозчик обязан:
Ответственность перевозчика за утрату груза или его повреждение «снимается» в случае форс-мажора, военных действий, при специальных распоряжениях властей, либо появлении иных обстоятельств, которые возникли по вине отправителя или других лиц.
Грузоперевозчик может отказаться от сотрудничества и затребовать финансовое возмещение при неготовности груза.
Отправитель обязан предоставить достоверные и полные сведения о грузовом отправлении, заблаговременно подготовить документацию и сам груз, оплатить фрахт судна для транспортировки, указать безопасный для выгрузки портовый терминал. Он вправе:
Грузополучатель должен принять меры для приема груза и вывоза его из терминала в пределах установленного времени.
Условия перевозки морским транспортом могут отличаться с учетом специфики договора сотрудничества, типа товарной партии, стран отправления и прибытия. Однако они не должны противоречить актуальным нормам закона.
Споры, возникающие в процессе доставки, разрешаются по международному законодательству, в соответствии со статьями российских законов и исходя из условий договора грузоперевозки.
Перед транспортировкой важно спланировать и организовать погрузочно-разгрузочные работы, чтобы обеспечить оперативное выполнение задачи, исключить опасные моменты, повысить эффективность.
Все работы в морском порту проводят с документальным оформлением, по международным стандартам. Для этого подбирают специальное погрузочно-разгрузочное оборудование, согласовывают график приема мортранспорта. Работают на причалах с подготовленной инфраструктурой.
Особые меры предпринимают к выполнению техники безопасности сотрудниками и правил навигации. Также уделяют внимание соблюдению экологических требований, чтобы не допустить загрязнения акватории.
Поэтапно загрузка выглядит так:
Требования к морским перевозкам предусматривают назначение ответственных лиц в порту, которые контролируют процесс погрузки, проведение тщательной развесовки, чтобы не нарушить остойчивости. Кроме того:
При межгосударственной доставке товаров проводится ряд таможенных процедур. Так, подают электронную декларацию в органы таможни с выбранным кодом по ТН ВЭД, предоставляют документы на груз для растаможки – это инвойс, товаросопроводительные данные и сертификаты соответствия. Далее:
Если не выполнять правила перевозки грузов морским транспортом при ВЭД, отступать от требований в формировании документов, предоставлять недостоверные данные, то отправление могут задержать на таможенном терминале, вменить уплату дополнительных сборов.
Морские перевозки – оптимальный способ доставить любые грузы по разным географическим направлениям. Они надежны, доступны, эффективны. Однако есть определенные правила перевозки груза морем, которые предписаны как национальными правовыми актами РФ, так и международным законодательством. Важно строго соблюдать эти требования, чтобы:
При этом законодательная база регулярно меняется, потому нужно мониторить актуальные сведения и действовать с учетом этих нововведений. Для простого обывателя это не всегда удобно, к тому же требует немало времени и определенного образования.
Организовать эффективную морскую логистику помогут опытные профессионалы «ВК Логистикс». Специалисты выполняют задачи квалифицированно и с персональным подходом, безукоризненно знают действующие правовые нормы и строго соблюдают все правила перевозки. И вы можете быть уверены, что любой груз быстро и эффективно будет доставлен прямо получателю.