Виды грузовых перевозок на морском транспорте

Международная торговля невозможна без морской логистики. Ежегодно по морю перемещают тонны различных грузов – от продуктов и одежды до бытовой техники, оборудования и высокотехнологичных товаров.

При этом есть разные виды морских перевозок, что позволяет выбрать оптимальный вариант под бюджет, потребности, объем и особенности грузового отправления. А сам процесс транспортировки одинаково надежен, выгоден и эффективен.

Эксперты рассказывают, как осуществляется перевозка морем, как называется каждый ее вид и чем отличается, каковы правила и тонкости процесса.

Классификация морских перевозок

Грузоперевозка морем отличается по нескольким критериям. Например, классифицируется с учетом типа груза и тары, способа организации движения, регулярности, географических параметров маршрута и других.

Есть основные виды морских перевозок грузов, зависимости от:

  • Типа отправления и варианта перевозки – генеральные, наливные, насыпные, контейнерные, Ро-Ро, опасные, сборные партии.
  • Маршрута – внутренние и международные.
  • Метода организации – линейные и трамповые.

Также существует и градация по наличию страхования, используемому судну для вывоза продукции и другим характеристикам.

По типу перевозимого груза и способу перевозки

По типу перевозимого груза и способу перевозки

Транспортировка по морю, в зависимости от особенностей груза, бывает контейнерной, навалочной, наливной, сборной, по схеме Ро-ро.

  • Контейнерные перевозки

Это наиболее востребованный способ в транспортной логистике. Грузы перевозят в стандартизированных контейнерах различных габаритов и вместительности, размещают их на фидерах или контейнеровозах. Чаще всего – это модули Dry и High Cube, Open Top, танк-контейнеры, рефрижераторы, Double Doors, Flat Rack. Контейнерная тара прочная и надежная, имеет жесткий каркас для защиты отправления, оснащена дверцами для простой загрузки и специальными креплениями. Она подходит как для типовых грузов, так и генеральных, опасных. С использованием контейнеров возможна не только перевозка грузов морским видом транспорта. Еще отправление можно перегружать без перетарки на автомобильную платформу, железнодорожный состав – это удобно, практично и сокращает время на обработку.

  • Навалочные перевозки

Данным способом можно доставлять грузы без тары – сыпучие и навалочные, либо мелкоштучные. Это могут быть зерновые, бобовые, уголь, удобрения, руда, цемент и другое. «Навал» доставляют сухогрузными судами – балкерами, которые загружают с помощью конвейеров, кранов или других технических приспособлений. Навалочные и насыпные грузы при доставке защищают от пыления, от перепадов температуры и нестабильной влажности, равномерно распределяют нагрузку по отсекам с учетом остойчивости. Также отталкиваются от требований к перевозке конкретного вида веществ, строго соблюдают меры противопожарной безопасности. А в процессе создают условия против слеживания, возгорания, намокания, порчи и появления вредителей, обеспечивают вентиляцию и постоянный контроль состояния.

  • Ро-ро перевозки

Этим способом транспортируют колесную технику – легковые и грузовые автомобили, автобусы, строительную спецтехнику, прицепы. Для этого задействуют суда с наклонными пандусами, на которые «грузы» заезжают самостоятельно и таким же образом «выгружаются» в точке прибытия. Транспортные средства или прицепы фиксируются на палубе после заезда, чтобы во время перемещения не сдвинулись, остались целыми сами и не повредили окружающее имущество. К тому же такая фиксация предупреждает крен судна и аварийные ситуации.

  • Наливные перевозки

Нефтепродукты, пищевые и технические масла, химические вещества и другие наливные грузы доставляют по морю в специализированных танкерах. Танкерные суда имеют внутренние резервуары с секционным разделением для залива веществ. Емкости производят из коррозионных сталей, чтобы не допустить нарушения герметичности и предотвратить утечку жидкости. Танкеры оснащают системами контроля и поддержания определенного температурного режима, давления, чтобы сохранить потребительские качества груза и не допустить негативных последствий – перегрева и возгорания, чрезмерного давления и подобных. Танкерный флот различается по назначению – суда бывают нефтяными, химическими, пищевыми, газовыми. Перед загрузкой проверяют их состояние, очищают, закачивают груз с помощью насосов с постоянным контролем давления, температуры. После загрузки резервуары герметично закрывают. При этом для каждого типа веществ создают соответствующие условия погрузки-выгрузки, перемещения, потому что многие из них опасны и могут нанести вред человеку, природе.

  • Сборные грузы

Это морская перевозка мелкогабаритных партий товаров в одном контейнере, принадлежащих разным отправителям. Перевозить можно малые и крупные партии, продукты и непродовольственные товары, объемные и тяжелые. Сборная доставка дешевле остальных способов, но для нее важно соблюдать совместимость грузов, быть готовым к некоторой задержке – пока не сформируют полную контейнерную партию. Чтобы избежать путаницы, каждую единицу строго маркируют, располагают так, чтобы не повредить ее.

Важно!

Подходящий морской транспорт по видам перевозок и особенностям грузов выбирают так, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить аварийные ситуации, снизить затраты на логистику и погрузку-разгрузку. Также при выборе исходят из соображений безопасности экологии и персонала. Такой поход помогает сделать процесс выгодным и надежным для каждой из сторон.

По способу организации движения

Существуют различные формы морской перевозки по особенностям передвижения – это линейное судоходство, трамповые и комбинированные рейсы.

  • Линейные перевозки. Проходят по заранее подобранным маршрутам и регулярному расписанию. Порты, куда по пути последовательно заходит грузовое судно, называют линией. В линейной доставке расписание составляется заранее, и его чрезвычайно важно соблюдать. Если своевременно не получилось загрузить какой-либо товар, транспортный корабль отправляется в рейс без него. Все грузовые отправления принимают на единых условиях для всех отправителей. Как правило, линейная перевозка базируется на долгосрочных контактах и востребована для генеральных, контейнерных, наливных грузов.
  • Трамповое судоходство – это морские перевозки, которые проводят без фиксированных маршрутов и строгих расписаний, исключительно по запросу заказчика. Их организуют на основании чартерного договора фрахтования. В основном в трамп-формате доставляют навалочную и насыпную продукцию. Для генеральных грузов суда, как правило, не фрахтуют. Такой способ отличается гибкостью сроков и вариативностью направлений, возможностью быстро реагировать на изменение торгового рынка.

В некоторых случаях товары перевозчики доставляют на нескольких видах транспорта – задействуют не только морской, но и автомобильный, железнодорожный, авиа. Это решение оправдано, когда невозможно переместить товар только лишь по водному пути.

По географическому охвату

Есть и разные виды сообщений морских перевозок, в зависимости от направления маршрута. Так, различают:

  • Внутреннюю морскую доставку – когда товары перемещают в пределах одного государства. Каботаж не требует растаможки, его организуют, исходя из национального права. Как правило, внутренние водные перевозки более быстрые, с меньшим товарооборотом и не таким широким ассортиментом. Например, внутри страны перемещают рыбу и морепродукты, металлопрокат и удобрения, другое. Каботажные внутренние перевозки бывают малыми – когда маршрут пролегает по портам одного бассейна и большими – с движением судов между терминалами разных морей страны.
  • Международные перевозки. Это сообщение между портами разных стран в рамках ВЭД операций – импорта или экспорта. Перевозка сопровождается таможенным оформлением грузов и его очисткой на границе, регламентируется международными нормами, ратифицированными странами-участниками логистического процесса. В рамках международных перевозок практически нет ограничений по товарной номенклатуре – вывозят продукты питания, обувь, одежду, строительные и отделочные материалы, высокотехнологичную технику и многое другое.
Обратите внимание!

Существуют также и транзитные перевозки морем – когда груз направляется из одного государства в другое через территориальные воды страны. Для организации обязательно таможенное оформление по спецпроцедуре и заблаговременная планировка логистики, чтобы не нарушать порядок других рейсов.

Особенности и преимущества различных видов морских перевозок

Есть разные типы морских перевозок, они классифицируются по особенностям, организационным моментам, способам загрузки-выгрузки и иным тонкостям. И каждый имеет достоинства и некоторые недостатки.

Особенности и преимущества различных видов морских перевозок

Контейнерные перевозки

Доставка контейнерами подходит для грузов разного типа, массы и габаритов, независимо от расстояния. Она имеет множество плюсов:

  • Гарантия сохранности. Контейнерные модули надежно защищают товар от внешних факторов, непогоды и хищений. Они имеют жесткую конструкцию, дополняются замками против взлома, пломбируются для контроля. Также для вывоза могут использоваться и рефрижераторы, чтобы поддержать определенную температуру для сохранения свойств груза.
  • Эффективность и скорость. Контейнеры просто и быстро загружаются и выгружаются, поэтому на складскую и логистическую обработку нужно минимальное время.
  • Универсальность и востребованность. В таре размещают обувь, одежду, бытовую химию, питание и напитки, хрупкие и ценные грузы, электронику и многое другое. Услуга доступна для любого бизнеса и частных лиц. А сам контейнер подходит для транспортировки морем и последующей перегрузки без перетарки на авто, жд платформы. Подобная характеристика морских перевозок контейнером обеспечивает высокую популярность у заказчиков.
  • Доступность. Необязательно покупать контейнерные модули, их можно и арендовать для перевозки. А это относительно незатратно и подходит даже компаниям с небольшим бюджетом.
Обратите внимание:

  • В контейнер не получится поместить негабаритный груз.
  • Контейнерная доставка морем зависит от инфраструктуры, поэтому в отдельных портах можно столкнуться с невозможностью загрузки-выгрузки или хранения.

Навалочные перевозки

Транспортировка навалочной и сыпучей продукции востребована в разных отраслях промышленности, на внутреннем российском рынке и на международной арене, это:

  • Экономичный способ доставки, он позволяет вывезти большие объемы продукции.
  • Универсальное решение для вывоза разных видов сыпучих изделия – зерна, минеральных удобрений, каменного угля, щебня, химических и даже опасных веществ.

Однако из всей классификации морских перевозок этот способ максимально требователен к типам судов и оборудованию. Во время загрузки-выгрузки, перевозки следует поддерживать особые температурные условия, не допускать повышения влажности и возгорания, контролировать отсутствие загрязнений и вредителей.

Ро-ро перевозки

Доставка Roll-on/Roll-off выполняется на морских судах с наклонной палубой, подходит для транспорта или спецтехники на колесах. Для загрузки не нужно подъемников, как при других видах морских грузоперевозок – авто или прицепы заезжают на судно своим ходом.

Ро-ро отличается:

  • Быстротой загрузки-выгрузки и оперативностью логистики.
  • Независимостью от наличия крана или подъемного оборудования.
  • Удобством – даже тяжеловесный или негабаритный груз легко помещается на палубе.

Кроме достоинств, у этого способа доставки есть определенные особенности:

  • Ро-ро суда не получится использовать для вывоза других изделий, кроме колесной автотехники.
  • При фиксации обязательно максимально надежное крепление, чтобы конструкция не сместилась, не повредилась и не создала аварийных ситуаций.

Кроме того, Ро-ро-перевозка имеет ограниченный спрос среди заказчиков.

Наливные перевозки

Морская доставка продукции наливного типа:

  • Экономически выгодна за счет доступной стоимости.
  • Практически не ограничена по объемам и массе продукции.
  • Подходит для пищевых, непищевых и опасных отправлений.

Однако, как и другие основные морские грузоперевозки, наливные имеют некоторые минусы. Так, для них нужны специальные танкерные суда и оборудование для загрузки. При заливе и выгрузке, перевозке важно проявлять осторожность, чтобы создать определенные термоусловия и соблюсти требования безопасности. При этом есть риск неконтролируемой утечки жидкости, а это может спровоцировать экологическую катастрофу.

Факторы, влияющие на выбор вида морской перевозки

Факторы, влияющие на выбор вида морской перевозки

Оптимальный способ доставить грузовую партию выбирайте с учетом:

  • Типа, характеристик груза, степени его опасности.
  • Массы, габаритных параметров.
  • Необходимости в упаковке и особых требований к условиям для продукции.
  • Расстояния и оптимального маршрута следования в пути.
  • Оснащенности портов загрузки и приема.
  • Климатических и сезонных факторов в регионе на конкретный момент времени.
  • Таможенных требований в терминалах и норм законодательства стран-участниц.
  • Срочности доставки.
  • Условий страхования судна, отправления и ответственности сторон для каждого вида доставки.
  • Стоимости и ваших персональных ограничений в бюджете по оплате услуг транспортной компании.

Чтобы правильно выбрать подходящий вид перевозок морскими путями, учтите эти факторы и обязательно проконсультируйтесь с экспертами в области логистики. Так вы найдете идеальный компромисс между ценой, эффективностью и скоростью транспортировки, существующих организационных или правовых ограничений.

Виды договоров в морской грузоперевозке

Договорные отношения в мировой логистике оформляют исключительно в письменном виде, в том числе, в электронной форме. Чаще всего используются следующие виды договоров:

Виды договоров в морской грузоперевозке
  • Фрахт – это аренда морсудна вместе с экипажем для выполнения одного или нескольких грузовых рейсов.
  • Бербоут-чартер – фрахтование судна для торгового мореплавания на определенный период без экипажа и снаряжения.
  • От двери до двери – когда весь процесс от оформления документов до сдачи груза в пункте назначения берет на себя логистическая компания.
  • Тайм чартер – аренда судна фрахтователем на определенный период времени.
Обратите внимание!

Если вы планируете морские перевозки грузов, как называется тот или иной договор не знаете и не уверены в правильности составления документа, поручите это опытным специалистам. С профессиональной поддержкой вы избежите правовых коллизий и логистических сложностей.

Заключение

Доставка по морю – один из наиболее эффективных, недорогих и надежных вариантов перевезти товар в любую точку мира. Этот способ подходит для наливных, насыпных, опасных, тарированных и нетарированных грузов. Главное, правильно выбрать оптимальный вид морской перевозки, в зависимости от потребностей, условий и бюджета.

Ведь что означает морская перевозка для бизнеса? Это основа для бесперебойного товародвижения, от которой зависит получение прибыли и укрепление конкурентных позиций. Именно поэтому рисковать в этом деле не стоит. Выбор способа логистики и непосредственно доставку поручите опытным специалистам компании «ВК Логистикс». Вы обезопасите себя от сложностей, в короткое время, на законных основаниях и с минимальными финансовыми затратами сможете перевезти груз в неограниченном объеме по России и миру.

А если потребуется, эксперты вам пояснят подробнее о понятии и видах морских перевозок, а также других моментах. Обращайтесь, чтобы получить действительно качественный результат, выгоду и пользу от надежного сотрудничества с профи.