Морские перевозки: виды контейнеров

Контейнерная тара надежна и функциональна, подходит для отправлений в любую точку мира. Для морских грузов контейнеры используются в разных модификациях – от типовых до специализированных. Каждый вариант обладает своими характерными особенностями и важно понимать, какой подойдет персонально для вашего груза.

Изучаем, виды контейнеров для грузоперевозки по морю, их ключевые особенности и главные правила выбора.

Основные виды морских контейнеров

Основные виды морских контейнеров

Для перевозки задействуют разные виды морских контейнеров. Они отличаются конструктивными характеристиками, назначением, габаритами, грузоподъемностью. Это открытые и закрытые модули, с вентиляцией, рефрижераторными системами для поддержания температурного режима, изолированные варианты. Есть контейнерная тара для стандартных товаров и специализированная –для опасных, сыпучих грузов, газов, жидкостей и других. И у всех разновидностей есть ключевые особенности.

Стандартные сухие типы контейнеров для морских перевозок

Сухой контейнер – одна из востребованных конструкций для грузоперевозки. Это невентилируемый модуль с металлическими стенками, двустворчатыми дверцами. Отличается вместимостью – бывает размером на 5, 10, 20, 40 и 45 футов. Чаще всего для морской транспортировки применяют тару Dry Cube 10-, 20- и 40-футовую.

Параметры

Контейнеры Dry Cube

10 футов

20 футов

40 футов

Внешние габариты

Длина, мм

3 058

6 058

12 192

Ширина, мм

2 438

2 438

2 438

Высота, мм

2 591

2 591

2 591

Внутренние габариты

Длина, мм

2 887

5 898

12 093

Ширина, мм

2 330

2 350

2 330

Высота, мм

2 350

2 392

2 372

Площадь, м2

6,72

13,86

28,18

Внутренний объем, м2

15,8

33,2

67

Типовые 20-футовые контейнеры могут вмещать 21-28 тонн или 11 европаллет, 40-футовые – 24-30 тонн или 25 европаллет. Это зависит от модификации и бренда.

Для чего используют Dry Cube?

Контейнеры DC универсальны, они востребованы для международной и внутренней доставки. Ими перевозят большинство видов товаров, упакованных в коробки, ящики, мешки, паллеты. Некоторые партии транспортируют бестарно.

Данные типы морских контейнеров подходят для:

  • Обуви, одежды.
  • Мебели и интерьерных предметов.
  • Строительных материалов и отделки.
  • Инструментов и комплектующих.
  • Бытовой техники и оборудования.
  • Продуктов и напитков в герметичной таре, нетребовательным к условиям.

Они подходят и для других видов товаров, если позволяют габариты и масса, требования к перевозке.

Контейнеры с повышенной вместимостью

Контейнеры с повышенной вместимостью

Модули High Cube по конструктиву не отличаются от стандартных DC. У них металлический каркас и стенки из профилированного листа, дверцы для загрузки-выгрузки. Однако они характеризуются увеличенной высотой, за счет чего в них загружают больше груза. В классификации есть разные сухогрузные контейнеры, но чаще применяют на 20 и 40 футов. У них следующие параметры:

Параметры

Контейнеры High Cube

10 футов

20 футов

40 футов

Внешние габариты

Длина, мм

2 991

6 058

12 192

Ширина, мм

2 438

2 438

2 438

Высота, мм

2 891

2 896

2 896

Внутренние габариты

Длина, мм

2 838

5 867

12 031

Ширина, мм

2 352

2 330

2 352

Высота, мм

2 698

2 700

2 698

Площадь, м2

6,67

13,67

28,30

Внутренний объем, м2

18,0

36,9

76,3

Отдельные контейнеры с разделенными отсеками внутри для более функционального распределения нагрузки, удобного использования.

Для чего используют?

High Cube оптимален для перемещения грузовых партий увеличенной высоты и массы. В них размещают минеральный утеплитель, стеновые панели, блоки, различные отделочные материалы. Также контейнеры подходят для железобетонных, деревянных и металлических конструкций, многого другого.

Рефрижераторные контейнеры

Рефрижераторы – конструкции с изотермическими многослойными стенками из теплоизоляционного материала и металлопрофиля, оборудованные холодильной установкой. Такая система поддерживает определенный температурный режим. Тара предназначена для ряда непродовольственных товаров и продуктов питания. Рефрижераторы могут работать в диапазоне – от -35 до + 30 градусов.

Размерный ряд рефов включает 20 и 40-футовые контейнеры стандартной и увеличенной высоты. Габариты могут незначительно меняться, в зависимости от производителя, однако можно опираться на общие характеристики:

  • 20-футовый – его размеры 6,06 х 2,6 х 2,44 при грузоподъемности 21950 кг в типовом исполнении. Габариты тары с увеличенной высотой – 6,06 х 2,6 х 2,89 при вместимости 22 200 кг.
  • 40-футовый стандартный по размерам 12,2 х 2,4 х 2,6 мм. Он рассчитан примерно на 27 000 кг груза, а модель HC по высоте – 2,9, в нее помещается до 28 000 кг.

Назначение рефрижераторных контейнеров

Тара с холодильными установками востребована для доставки:

  • Продукции химпромышленности.
  • Фармакологических препаратов и медицинских средств.
  • Продуктов питания глубокой заморозки и требующих определенных термоусловий.
  • Продукции мясной, рыбной, молочной промышленности, морепродуктов.
  • Растений.
  • Товаров парфюмерно-косметического направления.

Модули с открытым верхом: виды и размеры морских контейнеров

Open Top – контейнерные модули открытого типа с вертикальной загрузкой-выгрузкой, они не имеют стационарной верхней стенки. Комплектуются «крышей» разного типа:

  • Откидного – со сдвигаемым тентом из непромокаемого брезента или другого полотна.
  • Раздвижного – чаще всего из полимера на металлическом рамном основании.
  • Съемного – с жесткой конструкцией, которую снимают для погрузки и выгрузки.

Open Top бывают с откидными металоперемычками над дверьми для удобства погрузки. Они различаются размерами. Чаще всего используются типовые конструкции:

  • 20-футов длиной - 6,06 м, шириной - 2,44 м, высотой - 2,6.
  • 40-футов – с аналогичными внешними габаритами по высоте и ширине, а в длину – конструкция чуть более двенадцати метров.

Специфика  использования открытого типа морских контейнеров

Open Top задействуют для продукции, которая выдерживает температурные перепады, агрессивное воздействие морской воды, ветра. Так, ими вывозят:

  • Строительные материалы.
  • Металлоконструкции.
  • Бетонные элементы.
  • Трубопрокат.
  • Специализированную технику.
  • Сыпучие грузы – щебень, песок, полимерную крошку.

Кроме того, опентопы применяют, когда товар по высоте превышает габаритные показатели типового закрытого контейнера.

Платформы и плоские стеллажи

Флэт Рэк – это специализированные платформенные модули с открытой конструкцией. Они не имеют стационарной крыши, боковых стенок, но дополнены передней и задней стойкой.

Модули различаются по грузоподъемности – это 20- и 40-футовые варианты. Есть и специальная разновидность Collapsible с откидными стенками.

Конструкции удобны при загрузке – их заполняют и разгружают манипуляторами, автопогрузчиками, башенными кранами, в зависимости от оснащения порта и специфических особенностей товара.

Назначение данного вида контейнеров для морских перевозок

Flat Rack применяют для грузодоставки крупных отправлений – негабарита, длинномерных грузов. Это могут быть строительные материалы, бетонные модули, металлоконструкции, оборудование для промышленности и сельского хозяйства, спецтранспорт, автодорожная техника, элементы энергокомплексов и многое другое.

Танк-контейнеры: в чем особенности вида

Танк-контейнеры: в чем особенности вида

Танк-контейнер – герметичная цистерна на металлическом каркасном основании. Оснащается различным оборудованием:

  • Установками для измерения и поддержки определенного уровня давления.
  • Предохранительными клапанами.
  • Системами контроля уровня заполнения жидкости.
  • Сливными устройствами для выгрузки – это могут быть модели для механического слива и специальные системы принудительной откачки.

Танк-контейнеры могут иметь внутри одну или несколько секций. Их производят из нержавейки AISI 304, устойчивой к кислотам и молибденового стального сплава AISI 316. Существуют варианты с дополнительными изолирующими материалами, которые позволяют защитить продукцию от температурного перепада.

Чаще всего в логистике задействуют типовые Tank Containers стандартной шириной 2,44 метра:

  • На 20 футов с цистерной длиной 6,06 м и вместительностью 20 тонн.
  • На 40 футов длиной 9,14 м, объемом до 40 000 литров.

Также для транспортировки применяют 45-футовые конструкции 13,72 м.

Морские грузы для контейнеров

Танками перевозят жидкие и газообразные грузы пищевого и непродовольственного назначения, в том числе опасные. Среди них:

  • Удобрения – карбамидо-аммиачные, азотно-фосфорные, калийные и другие.
  • Нефтепродукты – бензин, дизельное топливо, мазут, сырая нефть.
  • Химические вещества – растворители, щелочные составы, реагенты, кислоты, соли.
  • Жидкости технического назначения.
  • Продукты питания – масла, молочная группа, напитки, концентраты для приготовления нектаров.
Танк-контейнеры для перевозки пищевых продуктов используют только после особой обработки - с очисткой, мытьем, пропариванием, дезинфекцией. Это необходимо для безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Tank Containers по стандартам ISO классифицируют на категории, в зависимости от типа груза и степени его опасности:

  • IMO 0 – для пищевых жидкостей, алкоголя и безалкогольных напитков, молока. Тару маркируют Т0–Т6. Для заполнения техническими веществами не применяют.
  • IMO 1 – предназначены для опасных веществ, маркируются отметками Т11-Т22. Подходят для нефтепродуктов, химии, кислот.
  • IMO 2 – в них загружают безвредные для человека химикаты, продовольственные вещества. Модули маркируются Т7-Т10.
  • IMO 5 – применяют для сжиженных газов, ЛВЖ и веществ, которым требуется создать определенное давление. Если в таре перевозили газ, использовать цистерну для иных грузов нельзя.
В отдельных случаях допускается транспортировка продукции категории IMO 2 в танк-контейнере, который относится к группе IMO 1. Однако пищевые жидкости помещать в подобную тару второй категории запрещено.

Термоизолированные контейнеры

Insulated – это морские контейнеры, внутри которых за счет особой изоляции поддерживается температурный режим. Они защищают товар от термоперепадов и негативных внешних факторов.

Контейнеры термоизолированного типа подходят для вывоза:

  • Пищевой продукции – рябы, мяса, молочных продуктов.
  • Фармацевтических средств.
  • Продукции растениеводства и животноводства.

Контейнеры для насыпных грузов

Контейнеры для насыпных грузов

Балкеры относятся к группе специализированного назначения, используются для транспортировки сыпучих веществ. Это герметичные емкости, оснащаются технологическими люками для загрузки и выгрузки. Верхние отверстия располагаются на равном расстоянии друг от друга для равномерного распределения сыпучих веществ внутри балкера. Как правило, сверху предусмотрено три технологических входа, а снизу – два для гравитационной выгрузки. Некоторые Bulk-контейнеры оснащают пневмосистемами для разгрузки с помощью сжатого воздуха.

Существуют балкеры 20- и 40-футового размера, они подходят для:

  • Зерновых культур.
  • Строительных и отделочных смесей.
  • Минеральных удобрений.
  • Полимерной крошки.
  • Химических веществ.

Вентилируемые виды морских контейнеров для перевозки грузов

Вентилируемые морконтейнеры – специализированная многооборотная тара. Используется для товаров, которым необходима постоянная вентиляция. Это предотвращает образование конденсата, слеживание, порчу груза.

У контейнеров данного типа бывает принудительная или  естественная вентиляция. В первом случае устанавливается вентсистема, в втором – предусмотрены отдельные перфорированные отверстия на корпусе тары, через них воздух постоянно циркулирует.

Ventilated Containers оптимальны для транспортировки табака, какао, кофе, бобовых, зерновых культур. Иногда в них транспортируют отдельные виды текстиля из натуральных волокон, изделия из дерева.

Модули с двустворчатыми дверьми: особенности видов морских контейнеров

Конструкции Double Doors – это контейнеры с противоположными торцевыми дверцами. Они удобны в погрузке, разгрузке, могут заполняться одновременно с обеих сторон.

Подходят для длинномерных отправлений, нестандартных грузов – труб, арматуры, ЖБИ, бруса и досок, дорожной спецтехники, промышленного или сельхозоборудования. Также в них можно перевозить и стандартные паллетированные товары.

Маркировка контейнеров: как прочитать код и обозначения

Маркировка контейнеров: как прочитать код и обозначения

Существует общепринятая маркировка для контейнерной тары. Она позволяет быстро «прочесть» информацию о модуле, идентифицировать его и контролировать логистику. Это буквенно-цифровой код, в нем зашифрована информация о виде контейнеров для морских перевозок и его характеристиках, о владельце.

Верхний код состоит из одиннадцати знаков.

Три первых – это обозначение владельца тары,  его присваивают на основании документов, полученных в Международном контейнерном бюро.

Далее идет категория оснащения. Это литера J – для съемного оборудования, U – для грузоподъемного, R – для рефрижераторов.

После стоит шесть цифр в кодировке – это серия контейнера. В случае, когда цифровое обозначение содержит меньше шести цифр, то вместо них прописывают нули. Седьмая цифра – это контрольное обозначение, по которому проверяют достоверность данных о владельце, серии тары.

Во второй строке прописывают тип контейнерной тары, массу брутто и самого модуля.

В маркировке может присутствовать и кодировка страны происхождения модуля – это комбинация из двух литер, буквенно-цифровой код самого контейнера.

Размеры конструкций «зашифровываются» следующим образом.

  • Первой указывают длину. Например, если 2, то тара до 20 футов, если четыре – до 40 футов.
  • Вторым идет код высоты.
  • На третьей позиции категория модуля:

Далее указывают буквенную кодировку. Ее расшифровывают так:

  • DC – модуль общего назначения.
  • BU – это балк-контейнер для сыпучего отправления. Обозначается также литерами BK.
  • GP – универсален, подходит для грузов разного типа.
  • HC – сухая тара увеличенной высоты.
  • SN – спецконтейнеры для авто, доставки рыбы, животных.
  • VH – спецтара с вентилируемым пространством.
  • FR – платформа с торцевыми стенками для тяжеловесных и негабаритных конструкций.
  • RE – конструкция с рефрижераторными установками (Reefer). Также в группе есть модели RT, RS. В них перевозят грузы при определенных термоусловиях.
  • HR и HI – изотермические конструкции.
  • OT – открытые модули без жесткого верха.
  • TG, TD, TN – такой маркировкой обозначают танки.
  • OP – тара со съемным мягким верхом.
  • HT – контейнер, у которого жесткая съемная крыша.
  • PF, PS – платформенные системы без верхней крыши, стенок. В классификации есть и аналогичные конструкции с маркировкой PC, PL.

На корпус обязательно крепится специальная табличка из коррозиестойкого материала. На ней по-английски или по-французски указывают:

  • Страну выпуска.
  • Датировку времени производства.
  • Идентификацию изготовителя.
  • Общую массу и нагрузку при штабеллировании.
  • Испытательные нагрузки.

Также на бирке должно быть свободное место и для новых записей.

Критерии выбора контейнера

Критерии выбора контейнера

Выбор тары зависит от груза, который предстоит перевезти. Ведь каждый контейнер имеет собственные конструктивные и функциональные особенности, а продукция требует определенных условий доставки. И если принять неправильное решение, то товар испортится, придется нести убытки, терять время.

Учитывайте следующее:

  • Сухие контейнеры подходят для разных грузов, которые не портятся при морозе или от повышения температуры. В них транспортируют одежду, промоборудование, обувь, мебель.
  • Рефрижераторные модули востребованы для продукции растениеводства, животноводства, медикаментов, косметических средств и всего, что без охлаждения не потеряет потребительские качества.
  • Танк контейнеры – для наливной и газообразной продукции. В них доставляют как пищевые масла, жиры, так и нефтепродукты, опасные вещества, топливо.
  • Open Top – такие типы контейнеров для морских перевозок предназначены для крупногабаритных и насыпных товаров, грузов, которые невозможно поместить в тару через дверцы.
  • Открытые платформы – необходимы для негабарита и отправлений специфической конструкции. Например, для автотранспорта, древесины, металлопроката.
  • Изотермические контейнеры нужны, если груз не терпит перепада температуры, но при этом ему не требуется заморозка. К примеру, в изотерм можно загрузить напитки в стекле, овощные или рыбные консервы.
  • Вентилируемые конструкции позволяют транспортировать грузы, которые испортятся без принудительного или естественного вентилирования или будут опасны для окружающих. Их выбирают для угля, комбикорма, зерновых.

Обязательно обращайте внимание на грузоподъемность и габаритные параметры, смотрите на герметичность, возраст тары и ее техническое состояние.

Учтите, что морские перевозки специфичны. Так, не все водные суда способны транспортировать крупногабаритные контейнеры. Также есть еще ряд ограничений:

  • В некоторых международных портах могут быть установлены строгие правила погрузки-разгрузки, невозможно принять или отправить опасные грузы.
  • В разные сезоны, в зависимости от региона, может ограничиваться навигация по морю.

Особенности контейнерных перевозок в России

Особенности контейнерных перевозок в России

Доставка контейнерами в России востребована для крупных компаний и даже небольшого бизнеса. Это удобно, доступно, надежно, можно легко и быстро загрузить и выгрузить конструкцию, переставить ее на автоплатформу или жд состав при мультимодальной логистике. А разнообразие контейнерной тары позволяет выбрать вариант под тот или иной груз, быть уверенным в его сохранности.

Наиболее популярны танки, сухие контейнеры на 20 и 40 футов, стандартной высоты. Также востребованы опентопы, платформы, рефрижераторы и изотермические установки.

На каждую морскую перевозку грузов в контейнерах, документы стоит оформлять согласно этому списку:

  • Договор перевозки.
  • Грузовой манифест с коммерческими данными о товаре.
  • Коносамент для подтверждения, что заключен договор о морперевозке.
  • Бумаги о собственности на грузовое отправление и контейнер.
  • Транспортная накладная.
  • Сопроводительные бумаги на груз – товарные накладные, счета-фактуры, сертификаты и спецификация.
  • Разрешения на транспортировку специфических партий – негабарита или опасного отправления.
  • Доверенность при сопровождении экспедитором.
  • Таможенные документы, если предстоит перемещение через государственную границу.

Кроме бумаг из перечня, может потребоваться еще дополнительная документация с учетом особенностей груза, действующего законодательства.

Безопасность: как крепятся контейнеры на судне

От правильной фиксации контейнеров на борту зависит безопасность перевозки. Если тара закреплена надежно, нет риска переворота и затопления судна, груз остается в полной сохранности и не возникает дополнительных финансовых издержек.

Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом требуют выполнять фиксацию в соответствии с международными стандартами. А в процессе доставки ответственные лица должны проверять состояние креплений.

Конструкции фиксируют специализированными приспособлениями. В их числе:

  • Поворотные замки – системы с механическими запорными устройствами. Они располагаются в угловых гнездах на контейнере. Существуют ручные замки – они завинчиваются без помощи автоматики. И есть устройства полуавтоматического типа – гидравлического и механического.
  • Стержневые крепления – штыри с крюками и шарнирами. Ими фиксируют штабели к судну. Как правило, стягивают для надежность второй и третий ряд.
  • Мостовая арматура для контейнеров – это крепежные перемычки, которые располагают на верхней части тары. Их применяют для перевозки на судне, где отсутствуют поворотные замки.
  • Крепежные стропы – натяжные спецустройства. Для надежной фиксации их нередко комбинируют со стержнями, кольцами, перемычками.
  • Талрепы – металлические стержневидные элементы с резьбой и ручкой. Крепятся, затягиваются и надежно держатся силой натяжения.
  • Стропы крепления – чаще всего применяют с другими видами крепежа, чтобы повысить прочность фиксации.
  • Конусы – это штабелирующие колодки для крепежа тары к судну. Устанавливаются между контейнерами. Бывают из амортизирующих материалов. Нередко сочетаются с перемычками, стержнями, поворотными замками для повышения надежности.
  • D-образные кольца – металлические элементы, приваренные к конструкции судна. Это точка крепления, через нее продевают стропы, другие крепежные элементы. Кольца обеспечивают устойчивость контейнера и не дают ему смещаться.
  • Промежуточные замки – фиксаторы с запирающим устройством, вставляются в гнездо и удерживают тару на месте.

Все приспособления для крепления имеют собственную специфику. Чаще всего их применяют совместно, чтобы контейнеры не смещались на палубе даже при интенсивной качке, не было риска переворота и повреждения судна, тары или товара.

Кроме крепления контейнеров, важно правильно загружать и саму тару:

  • Груз внутри равномерно распределяют и не оставляют промежутков между грузовыми местами. Иначе произойдет крен от разбалансировки.
  • Продукцию перед доставкой фиксируют с учетом горизонтального расположения и центра тяжести.
  • Оставляют технологический зазор, чтобы можно было свободно открыть дверцы.
  • Внутри контейнера грузы крепят растяжками, ремнями, цепями, в зависимости от типа и габаритов.
  • Если есть острые детали, то их изолируют прорезиненными или деревянными накладками, чтобы они при движении не могли повредить стенки тары.
Есть еще ряд требований для правильной загрузки и закрепления контейнерного модуля на морском судне. И грамотные специалисты знают их, используют на практике, а потому перевозка безопасна и проходит без сложностей.

Заключение

Морские контейнеры различаются по типам, конструктивным особенностям, грузоподъемности, назначению. Они могут быть открытыми и закрытыми, с изотермическими стенками и рефрижераторами, а также в другом исполнении.

Выбирать контейнерную тару необходимо с учетом типа груза. Так он останется целым, не испортится, а перевозка будет безопасной и неубыточной. При этом следует правильно фиксировать контейнер и помнить про полное документальное оформление.

Доверьте выбор подходящих контейнеров и организацию грузоперевозки профессионалам. Вашему вниманию логистические услуги от компетентных экспертов с многолетним практическим опытом. Специалисты возьмут на себя все процессы от оформления документов и погрузки-выгрузки до таможенных процедур. Они выполнят задачи на законных основаниях, с учетом особенностей вашего груза и логистического направления ВЭД.